Закон оптовой торговли

Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ
«Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

23 декабря 2010 г., 21 ноября 2011 г., 30 декабря 2012 г., 28 декабря 2013 г., 29, 31 декабря 2014 г., 3 июля 2016 г., 31 декабря 2017 г.

Принят Государственной Думой 18 декабря 2009 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Об оценке положений настоящего Федерального закона см. заключение Министерства экономического развития РФ от 30 июня 2012 г.

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
28 декабря 2009 г.
N 381-ФЗ

Закрепляются основы государственного регулирования торговой деятельности в России.

Крупнейшим продовольственным сетям запрещено приобретать и брать в аренду дополнительные торговые площади. Речь идет о торговых сетях, порог доминирования которых на розничном рынке в границах региона, муниципального района или городского округа превышает 25%. При этом не разрешается приобретать и брать в аренду дополнительные торговые площади только в границах соответствующего административно-территориального образования. Запрет не распространяется на сельхозпотребкооперативы и организации потребительской кооперации.

Закреплен перечень условий, которые поставщики продовольственных товаров и их покупатели (торговые сети) не могут навязывать друг другу. В частности, это условия о снижении поставщиками цены на товар до уровня, который при установлении торговой надбавки (наценки) не превысит минимальную цену продажи такого товара хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность; о внесении платы за изменение ассортимента товаров. Не могут навязываться положения об ответственности за неисполнение обязательства о поставках товаров на условиях, лучших, чем для других хозяйствующих субъектов; о внесении поставщиками платы за доступ к торговым объектам, входящим в торговую сеть. Запрещена оптовая торговля с использованием договора комиссии.

Не допускаются запрет на перемену лиц по договору поставки продовольствия путем уступки требования и ответственность за несоблюдение этого правила.

В цену договора поставки продовольственных товаров разрешено включать вознаграждения (премии) или скидки, выплачиваемые (предоставляемые) покупателю поставщиком в связи с приобретением определенного количества товара. Размер такого вознаграждения не может превышать 10% от цены приобретенных товаров. Нельзя включать в цену договора иные виды вознаграждения.

Установлены сроки оплаты поставок некоторых продовольственных товаров. Так, для продуктов питания сроком годности до 10 дней срок оплаты составляет до 10 рабочих дней с момента приемки товара, для продуктов сроком годности до 30 дней — до 30 календарных дней, для остальных продуктов, в том числе алкоголя, — до 45 календарных дней.

Предусмотрено создание системы государственного информационного обеспечения в сфере торговли, в том числе формирование региональных торговых реестров.

Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2010 г. Договоры поставки продовольствия, заключенные ранее, должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями в течение 180 дней со дня вступления в силу Федерального закона.

Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2010 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 декабря 2009 г. N 253, в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 января 2010 г. N 1 ст. 2

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 487-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 273-ФЗ

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 264-ФЗ

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 493-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 446-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. N 369-ФЗ

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

base.garant.ru

Лицензирование оптовой торговли табачными изделиями

Здравствуйте! Подлежит ли лицензированию ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ табачными изделиями? Сколько стоит лицензия, если нужна. На разных сайтах видела разную информацию — кто говорит — ДА, ЛИЦЕНЗИЯ НУЖНА, кто — ОТРИЦАЕТ. ссылаются на документ «Постановление Правительства Российской Федерации от 12.04.2000 N 337 «О лицензировании деятельности по производству и оптовой торговле табачными изделиями».

Ответы юристов (4)

Ольга, добрый день.

Оптовая торговля табаком не предусматривает получение лицензии, все виды лицензированной деятельности перечислены ниже

Статья 12. Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии

[Закон «О лицензировании»][Глава 2][Статья 12]

Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2000 г. N
337 «О лицензировании деятельности по производству и оптовой торговле
табачными изделиями» (с изменениями и дополнениями) (утратило силу)

Есть вопрос к юристу?

Нет, не лицензируется, так как такой вид деятельности не предусмотрен ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О лицензировании отдельных видов деятельности»
Статья 12. Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии
1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
1) разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
2) разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;
3) деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
4) разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации;
5) деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
6) производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции;
7) разработка, производство, испытание и ремонт авиационной техники;
8) разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники;
9) разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия;
10) разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом;
(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
11) деятельность по хранению и уничтожению химического оружия;
12) эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;
(п. 12 в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ)
13) утратил силу с 1 июля 2013 года. — Федеральный закон от 04.03.2013 N 22-ФЗ;
14) деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
(п. 14 в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)
15) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
16) производство лекарственных средств;
17) производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники;
18) оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений;
19) деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах;
20) деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров;
21) деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов;
22) деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
23) деятельность по перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
24) деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
25) деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров;
26) деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов;
27) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;
28) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах;
29) деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
30) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности;
(п. 30 в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
31) деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
32) частная охранная деятельность;
33) частная детективная (сыскная) деятельность;
34) заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов;
35) оказание услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
36) оказание услуг связи;
37) телевизионное вещание и радиовещание;
38) деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора);
39) деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности);
40) образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»);
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
41) утратил силу. — Федеральный закон от 13.07.2015 N 216-ФЗ;
42) геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства);
43) производство маркшейдерских работ;
44) работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления;
45) деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства);
46) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»);
47) фармацевтическая деятельность;
48) деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
49) деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;
50) деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения;
(п. 50 введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
51) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами.
(п. 51 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ)
2. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае, если указанные перечни не установлены федеральными законами.
(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)
3. Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений в предусмотренный настоящим Федеральным законом перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. «Постановление Правительства Российской Федерации от 12.04.2000 N 337 „О лицензировании деятельности по производству и оптовой торговле табачными изделиями“
Ольга

давным-давно признано утратившим силу

Что касается нормативного акта.

m.pravoved.ru

ФЗ «О государственном регулировании торговой деятельности»

Все вопросы, касающиеся промышленной деятельности, регулируются правовым актом о торговле. Закон о торговле подразделяется на 5 глав и 22 статьи. Документ включает в себя общие положения, основные правила к организации и осуществлению промышленной деятельности, антимонопольное регулирование, основные меры по развитию промышленной деятельности, а также заключительные положения.

Описание закона

Федеральный закон «О государственном регулировании торговой деятельности» №381-ФЗ был принят участниками Государственной Думы 18 декабря 2009 года и одобрен участниками Совета Федерации 25 декабря того же года. Закон 381-ФЗ регламентирует взаимоотношения, которые могут возникать между службами государственной власти, областного управления и другими субъектами, занимающимися реорганизацией торговой деятельности, а также взаимоотношениями между субъектами при осуществлении промышленной деятельности.

В Федеральный закон №381-ФЗ от 28.12.2009 года были внесены существенные изменения в середине прошлого года (03 июля 2016 года). Отдельно стоит отметить взаимоотношения, к которым данный закон не применяется. Закон о торговле не используется во взаимоотношениях, связанных с организацией и осуществлением внешнеторговой деятельности, торговли на коммерческой биржи, купли-продажи ценных документов, объектов недвижимости, изделий производственно-технического назначения и тепловой энергии.

Поправки, внесенные в закон о торговле

Последняя редакция закона 381 о торговле была одобрена 15 июля 2016 года. Поправки касались полномочий службы исполнительной власти и полномочий службы районного самоуправления в сфере промышленной деятельности, были дополнены требования к организации и осуществлению промышленной деятельности, а также несколько изменены меры по ее развитию. Главным изменением считается введение правового регулирования в отношении поставок продовольственных товаров.

Главные изменения закона о торговле затронули:

  • сроки действия соглашений поставки, заключенных до начала вступления в силу новой редакции закона о поставке;
  • область применения закона;
  • новое пояснение торговой сети;
  • услуги по продвижению товаров включены в текст закона;
  • главные требования отбора торговыми сетями поставщиков;
  • размер дополнительного заработка, которую сеть получает от поставщика;
  • сроки платежа товаров с ограниченным сроком годности;
  • нововведения относительно взимания платы;
  • борьба с дискриминацией;
  • ответственность за нарушение антимонополистических правил.
  • Правила осуществления розничной торговли в РФ

    Главным правилом при розничной реализации товаров, является соглашение между продавцом и покупателем. Соответствующий вид договора представляет собой выдачу кассового и товарного чека, а также и другие документы, подтверждающие факт сделки.

    Для получения разрешения на осуществление торговли, продавец обязан соблюдать обязательные правила по реализации промышленной деятельности, принятые законами РФ, а именно:

  • владеть помещениями, специальным оборудованием и инвентарем, которое занимается обеспечением высокого качества продукта, а также безопасностью товаров при их хранении в месте продажи;
  • располагать и содержать в исправном состоянии средства измерения и в установленном порядке проводить метрологическую поверку;
  • должна быть в наличии книга жалоб и предложений, которую обязаны предоставлять покупателю по его требованию;
  • торговый зал должен быть оборудован соответствующей измерительной техникой, чтобы покупатель имел возможность проверить правильность цены, веса и меры приобретенного товара;
  • проводить запланированную проверку качества и безопасности предполагаемого для продажи товара.
  • Правила осуществления розничной торговли в Российской Федерации обязывают продавца иметь при себе некоторые обязательные документы:

    • соглашение или декларация о соответствии;
    • ксерокопия сертификата, заверенная держателем его подлинника, то есть нотариусом, либо службами, выдавшими сертификат;
    • товарно-сопроводительная документация, оформленная изготовителем или поставщиком.
    • Для решения вопроса, касающегося порядка приема наличных денежных средств, следует ознакомиться с Постановлением по налогам и сборам РФ.

      Оптовая торговля

      Оптовая торговля — это реализация закупаемой продукции по безналичной форме расчетов для использования в торговых целях или для собственных производственно-хозяйственных нужд.

      Порядок осуществления оптовой торговли по ФЗ-381 начинается с регистрирования субъектов в качестве юридических лиц, для получения соответствующей лицензии. Далее для реализации оптовой торговли заключается договор, к которому следует приложить справку органа государственной налоговой службы по месту регистрирования покупателя.

      Продажа алкогольной продукции в РФ согласно ФЗ 381

      Правила продажи алкогольный продукции можно подразделить на 3 основные группы:

    • места, в которых строго запрещена продажа алкогольной продукции.А именно: на спортивных сооружениях, на оптовых и розничных рынках, во всех видах транспортного средства, на всех боевых позициях войск РФ, на вокзалах и аэропортах, на территории повышенной опасности, в местах массового скопления;
    • несовершеннолетним лицам строго запрещена продажа алкоголя.Согласно статьям закона №381 о торговле, продажа алкогольной продукции лицу, не достигшему совершеннолетия, влечет за собой административную и уголовную ответственность;
    • допустимое время для продажи алкогольной продукции.Продажа запрещена с 23:00 до 08:00 часов по местному времени. Исключениями являются: пиво, сидр, медовуха, пуаре.
    • Скачать закон о торговле

      Главное целью ФЗ о госрегулировании торговой деятельности является обеспечение баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов при заключении и исполнении договоров поставки. Федеральный закон о торговле должен разграничивать все полномочия между федеральными и региональными службами государственной власти, службами власти субъектов РФ и местным самоуправлением, которые четко устанавливают область компетенции каждого из них.

      Законодательство РФ должно обеспечивать гражданам возможность закупать качественный товар по справедливой цене. Ознакомиться с полным содержанием Федерального закона №381-ФЗ можно по ссылке.

      210fz.ru

      Применение закона о торговле. Запрет на заключение договоров комиссии в оптовой торговле.

      В 2010 году вступил в силу Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности», который запретил, в числе прочего, заключение договоров комиссии при осуществлении оптовой торговли. Попробую разобраться как это положение закона следует применять на практике.

      Текст правовой нормы.

      Статья 13. Антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров
      1. Хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается:
      .
      3) осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.
      .

      На кого распространяется ограничение?

      Как следует из текста закона запрет распространяется:

      • на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети (далее для простоты этих субъектов я буду называть торговыми сетями),
      • на хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров в торговые сети (далее для простоты этих субъектов я буду называть поставщиками торговых сетей или поставщиками).

      На какие операции распространяются ограничения?

      Ограничения распространяются на оптовую торговлю, то есть торговую деятельность, связанную с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 2 закона). Из буквального смысла закона вытекает, что запрет распространяется на следующие операции:

      • приобретение товаров торговыми сетями для последующей перепродажи в розницу,
      • продажа товаров поставщиками торговым сетям для последующей перепродажи в розницу,
      • приобретение товаров поставщиками торговых сетей.
      • По поводу последней операции высказывается мнение, что она не попадает под действие запрета поскольку оптовая торговля в этом случае осуществляется без участия торговой сети. Однако текстом закона эта позиция не подтверждается. Аналогичное мнение (о распространении ограничения на приобретение товаров поставщиками торговых сетей) высказал в интервью журналу «Главная книга» начальник Аналитического отдела Московского УФАС России Тетушкин Д. Н. Поэтому я исхожу из того, что ограничения налагаются на все три операции.

        Следует заметить, что в п.3 ч. 1 ст 13 закона уже не упоминается слово «продовольственных», в то время как, например, во всех подпунктах п. 2 ч. 1 ст 13 закона такие упоминания есть. То есть, в силу буквального смысла статьи ограничения налагаются и на оптовую торговлю продовольственными товарами, и на оптовую торговлю непродовольственными товарами. Не ясно действительно ли законодатель имел это ввиду или это всего-лишь недоработка. Я исхожу из того, что ограничения налагаются, в том числе, и на торговлю непродовольственными товарами.

        Запрещено осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.

        В первую очередь запрет касается договора комиссии, стронами которого являются торговая сеть и ее поставщик. Ограничение призвано пресечь существующую практику навязывания торговыми сетями невыгодных для поставщиков посреднических договоров. Кроме того, при отсутствии соответствующего запрета было бы бессмысленным введение предельных сроков отсрочки платежа (ч. 7 ст. 9 закона) и включение в закон других положений, направленных на защиту интересов поставщиков.

        Есть и другие способы использования договора комиссии: закупка товаров комиссионером в интересах торговой сети, продажа товаров торговой сети через комиссионера, действующего в интересах поставщика, закупка товаров комиссионером в интересах поставщика. В силу буквального толкования п. 3 ч. 1 ст. 13 закона указанные договоры также находятся под запретом. Однако никаких разумных причин для введения подобных ограничений я не вижу. В том числе, на мой взгляд, подобный запрет не поможет устранить лишних посредников между производителем и торговой сетью.

        Вместе с тем, подобные ограничения существенно ущемляют права и интересы поставщиков. Привлечение комиссионеров поставщиком зачастую вызвано необходимостью выхода на новые рынки или может объясняться оказанием дополнительных услуг комиссионерами, необходимых поставщику. Кроме того, заключая договоры комиссии на продажу товаров или на их закупку поставщик не всегда имеет намерение продавать соответствующий товар торговым сетям и он может оказаться «без вины виноватым».

        П. 3 ч. 1 ст. 13 закона запрещает также использование в оптовой торговле смешанных договоров, содержащих элементы договора комиссии. Под смешанным договором ГК РФ понимает договор в котором содержатся элементы различных договоров. К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанных договорах. То еть, законом запрещено использование, например, договора поставки с включением в него элементов договоро комиссии.

        Смежные договоры. Агентский договор и договор поручения.

        Агентский договор является самостоятельным договором, предусмотренным ГК РФ, и стороны не формируют его каждый раз при заключении из элементов других договоров. Потому агентский договор нельзя считать смешанным в соответствии с п. 3 ст. 421 ГК РФ. Вместе с тем, нельзя не заметить сходство договора комиссии и агентского договора. Так, Брагинский и Витрянский в третьей книге «Договорное право» выделяют только одно различие договоров в предмете. Предмет договора комиссии — сделки, а предмет агентского договора — юридические и фактические действия, причем комиссионер по договору обязуется совершить одну или несколько сделок, а в обязанности агента входит необходимость совершать действия (многократно). Таким образом, агентский договор полностью поглощает в себя предмет договора комиссии и всегда может заменить договор комиссии.

        Договор поручения также имеет сходные черты с договором комиссии и может быть использован как альтернатива агентскому договору, хотя отличается от договора комиссии больше, чем агентский договор (основное отличие — использование прямого представительства вместо косвенного). Заключение договора поручения, по моему мнению, допускается законом при осуществлении оптовой торговли, т. к. никаких указаний на этот счет в законе нет.

        Похоже, что здесь имеется недоработка законодателя, так как никаких разумных оснований для запрета на использование договора комиссии с сохранением права на заключение агентского договора или договора поручения я не вижу. Установление ограничения в этом виде абсолютно бессмысленно.

        В настоящее время формируется практика по вопросу возможности заключения агентских договоров в связи с действием рассматриваемого запрета. Так, УФАС по Калиниградской области рассматривал дело в отношении КалининградАгроТорг, которое заключало агентские договоры после вступления в силу закона (антимонопольный орган установил, что агентский договор содержит элементы договора комиссии :)). Нужно отметить, что агентские договоры в указанном случае заключались между поставщиком (принципал) и торговой сетью (агент). Насколько я могу судить по информации из открытых источников КалининградАгроТорг добровольно прекратило нарушать законодательство и поскольку спора фактически не было сделать вывод о правильности или неправильности использования агентского договора по этому делу невозможно.

        Я так понимаю они не одни такие умные, есть информация о рассмотрении аналогичного дела в отношении ООО «Ижтрейдинг» и индивидуального предпринимателя, но по информации УФАС к ответственности указанные субъекты не привлекались в связи с тем, что в их действиях не найден состав правонарушения.

        Толкование запрета антимономольной службой. Как я понимаю у ФАС нет однозначного понимания п. 3 ч. 1 ст. 13 закона. С одной стороны, УФАС устанавливают нарушение требований закона о торговли заключением агентских договоров, а с другой стороны, этот вопрос обсуждался на заседании Экспертного совета ФАС 13 декабря 2010 года, на котором была установлена необходимость изменения формулировок п. 3 ч. 1 ст. 13 закона путем включения в перечень запрещенных договоров агентских договоров и договоров поручения. Думаю, что точка в этом спорном вопросе может быть поставлена только после формирования соответствующей арбитражной практики или после внесения изменений в текст закона.

        Ч. 2 ст. 13 закона сделано исключение из общего правила: хозяйствующие субъекты вправе предоставлять доказательства того, что их действия (в том числе по заключению договора комиссии) могут быть признаны допустимыми с соответствии с требованиями ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О защите конкуренции». Рассмотрим эти требования конкурентного законодательства.

        В соответствии с ч. 1 ст. 13 закона «О защите конкуренции» действия хозяйствующих субъектов могут быть признаны допустимыми, если такими действиями не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующих достижению целей таких действий, а также если из результатом является или может являться:

        • совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке,
        • получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий.
        • Формулировка статьи не очень ясная. Из нее можно вычленить четыре условия допустимости действий хозяйственных субъектов, но не поняно, как эти условия между собой соотносятся. Комментарии к закону, содержащиеся в правовых базах, не уделяют этому вопросу внимания либо содежат противоречивое толкование. ФАС РФ в пункте 3.16 административного регламента, утвержденного приказом №356 от 31.10.2007, указывает, что решение о соответствии проекта соглашения требованиям антимонопольного законодательства принимается при выполнении первого условия (не устраняет конкуренцию на товарном рынке), второго условия (не наложит на участников соглашения и третьих лиц неоправданных ограничений) и одного из оставшихся условий (совершенствование производства, реализации товаров. или получение покупателями преимуществ. ). Указанное толкование закона идет в разрез с европейской практикой (в соответствии с Договором об учреждении Европейского Экономического Сообщества необходимо соблюдение одновременно всех четырех условий). Однако представляется, что с учетом особенностей российского законодательства толкование ФАС является правильным. К сожалению практики по этому вопросу я не вижу.

          Как мне представляется заключение договора комиссии (или иного договора о представительстве) в большинстве случаев не не устраняет конкуренцию на товарном рынке и не налагает на кого-то дополнительных ограничений, то есть при этом выполняются первые два условия для признания договора допустимым. Как правило заключение договора о представительстве преследует разумные экономические цели (сбыт продукции на новой территории, использование каких-то услуг комиссионера) и таким образом выполняется третье условие признания договора допустимым. Получат ли при этом покупатели какую-то выгоду? Насколько мне видится далеко не всегда. Однако это для признания действий допустимыми не обязательно. Таким образом, в большинстве случаев заключение договора комиссии или иного посреднического договора может быть признано допустимым по смыслу ст. 13 закона «О защите конкуренции». Конечно, для договора комиссии, заключенного между поставщиком и торговой сетью изложенное не применимо, т. к. мне сложно представить ситуацию, в которой для такого договора выполнялись первое и второе условия признания действий допустимыми.

          В декабре 2010 года федеральным законом №411-ФЗ приняты изменения КОАП РФ, которыми установлена административная ответственность за нарушение закона о торговле. В том числе административный кодекс дополнен статьей 14.40 «Нарушение антимонопольных правил, установленных федеральным законом, при осуществлении торговой деятельности«, часть 3 котрой гласит:

          3. Осуществление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и (или) хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, оптовой торговли на основе договора комиссии или смешанного договора, содержащего существенные условия договора комиссии, —

          влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от одного миллиона пятисот тысяч до четырех миллионов пятисот тысяч рублей.

          Примечание. Административная ответственность, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, устанавливается в зависимости от степени вины субъекта, осуществляющего торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров в торговые сети.

          Нельзя не заметить отличия этой формулировки от положений закона о торговле. Здесь говорится о смешанном договоре, содержащем существенные условия договора комиссии, в то время как в законе о торговле указано «смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии». В соответствии со ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Навряд ли в КОАП РФ речь идет об условиях, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение, поскольку в этом случае к существенным условиям следовало бы отнести любые условия договора (утверждение может быть и спорное, но разбираться сейчас в этом вопросе не вижу смысла). Скорее речь идет о существенных условиях в узком смысле (предмет, а также названные в законе или ином правовом акте как существенные или необходимые для договоров данного вида). В этом смысле существенным условием договора комиссии является его предмет — сделки. То есть, можно считать, что договор содержит существенные условия договора комиссии тогда, когда он предполагает обязанность одной стороны по поручению другой стороны совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Рассмотрим наиболее близкий агентский договор. Предмет агентского договора поглощает предмет договора комиссии: по агентскому договору одна сторона обязуется по поручению другой стороны совершать юридические (в том числе сделки) и иные действия. Таким образом, с одной стороны, агентский договор не является смешанным, а с другой стороны, может содержать существенное условие договора комиссии о предмете. Последнее обстоятельство может быть использовано антимонопольными органами в подтверждение своей позиции о недопустимости заключения агентских договоров торговыми сетями и их поставщиками, но, на мой взгляд, является недостаточным для привлечения к административной ответственности.

          naftaev.livejournal.com

          Это интересно:

          • Право граждан рф на свободу передвижения в пределах российской федерации Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 25 […]
          • Федеральный закон от 18 июля 2011 Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с […]
          • Опубликование закона участники Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Федеральным законом от 31 декабря 1997 г. N 157-ФЗ в наименование […]
          • Муниципальный служащий федеральный закон Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ"О муниципальной службе в Российской Федерации" С […]
          • Федеральный закон от 200295 24 Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) […]
          • 11 июля 2012 закон Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите […]