Социальные нормы-это одобряемые обществом правила поведения

Нормы поведения человека в обществе. Совокупность норм поведения

Все люди индивидуальны. Их различия обусловлены рядом факторов, наиболее значимые среди которых — этническая принадлежность, национальность, внешние данные, характер, мышление, мировоззрение, цели, привычки, интересы и т.д. Даже среди семимиллиардного населения Земли не найдется двух абсолютно одинаковых персон.

Но, несмотря на это, всех людей объединяет одно — их полноценная жизнь возможна лишь внутри социальной ячейки. Именно общество является наиболее комфортной средой обитания для человека, независимо от личностных факторов.

Социальные нормы: общие понятия

Нормы поведения человека в обществе – это довольно многогранное понятие, отражающее формы взаимодействия личности с окружающим ее миром.


Человек как социальная единица должен руководствоваться правилами и обычаями, установленными в том или ином обществе. Для каждой конкретной ситуации существует свой набор правил, которые, впрочем, не являются фиксированными. Так, действия, которые приемлемы в одном обществе, категорически недопустимы в другом. С другой стороны — общественные нормы поведения личности могут меняться в зависимости от ситуации и времени.

К примеру, представьте, что вы встретились с давними друзьями, с которыми дружите долгие годы. Вы можете позволить себе держаться свободно, надевать то, что вы считаете нужным, не стесняться выражений с содержанием ненормативной лексики, развязных жестов и вредных привычек. Друзья привыкли к вам и воспринимают все ваши действия как норму. А теперь представьте, что вы пришли на работу в крупную корпорацию и планируете добиться здесь немалого карьерного успеха. Ваш образ, действия и жесты в этой ситуации будут кардинально отличаться от предыдущей ситуации: внешний вид соответствует дресс-коду, речь приобретает деловой окраску, вредные привычки максимально вуалируются. Но спустя год-два вы отправляетесь со своими сотрудниками на давно запланированную корпоративную вечеринку. В этой ситуации вы можете позволить себе проявить частичку своего настоящего «я». Ведь, несмотря на то, что состав общества не поменялся, изменилась ситуация, и слишком сдержанное поведение может быть воспринято окружающими как недоверие или неприязнь с вашей стороны.


Если нормы поведения могут быть мобильными, то основополагающие принципы, определяющие поведенческие манеры и взгляды на жизнь, должны иметь более четкие границы.

Составляющие социальных норм

Образ жизни и поведение диктуются совокупностью внешних и внутренних факторов, на которые оказали влияние как окружающее общество, так и сам человек.
Система норм поведения включает в себя следующие понятия:

1. Социальные нормы — указывают на необходимую модель поведения в том или ином обществе.

2. Привычки – это набор личностных поведенческих моделей для той или иной ситуации, закрепленных в результате многократного повторения.

Различают положительные, нейтральные и вредные привычки. Положительные привычки с одобрением воспринимаются обществом (приветствие при встрече, употребление вежливых слов), нейтральные привычки зачастую не вызывают никаких реакций (употребление чая без сахара, ведение дневника), вредные привычки говорят о плохих манерах и характеризуют человека с отрицательной стороны (курение, чавканье, разговор с полным ртом, громкая отрыжка).

3. Манеры – формы поведения, основанные на привычках. Они характеризуют воспитание человека и его принадлежность к определенному социальному слою. Воспитанный человек умеет элегантно одеваться, знает правила этикета за столом, четко формулирует свои мысли и высказывает их в понятной для собеседника форме.

4. Этикет — совокупность норм поведения (вежливость, тактичность, толерантность), актуальная для высших социальных слоев.

5. Общественные ценности – это эталон представлений, одобряемых большинством социальных единиц: добро, справедливость, патриотизм.

6. Принципы – это особо важные и непоколебимые убеждения, который человек создает сам для себя. Это своего рода границы, устанавливаемые для самоконтроля. К примеру, для одного человека семья – высшая ценность, и он никогда не позволит себе измену. Для другого же верность не входит в список принципов, он может повторять измену неоднократно без угрызений совести.

Религия как рычаг управления поведением человека

Несмотря на достижения науки, прогрессивное мышление и современные взгляды на жизнь, религия по-прежнему остается одним из важных факторов в формировании норм поведения личности.

Приоритетное значение религии для человека обусловлено несколькими факторами:

1. Помощь свыше. Каждого человека рано или поздно подстерегают неприятности, которые становятся настоящим испытанием для его воли. Банкротство, потеря имущества, развод, тяжелая болезнь или смерть близкого… Именно в таких ситуациях люди чаще всего вспоминают о наличие на небе невидимой силы. Их вера может быть непостоянна, но в такие моменты им нужен кто-то, на кого можно переложить часть ответственности, от кого можно ждать помощи, пусть и иллюзорной.

2. Настройка принципов. Именно религия зачастую становится догматическим путеводителем, указывающим на моральные нормы поведения. Библейские заповеди гласят о том, что нельзя убивать, грабить и прелюбодействовать, и некоторые люди воспринимают эти принципы как личностные.

3. Поиск смысла жизни. Еще одна причина обращения к религии – поиск ответов на вечные вопросы.

Модели поведения

Каждое действие, совершаемое человеком, обусловлено соответствующим мотивом, который, в свою очередь, диктует порядок воспроизводимых деяний.

Все действия делятся на две категории:

1. Автоматические – это действия, в основе которых заложены врожденные и приобретенные рефлексы и навыки, не требующие мысленного осознания и выполняемые инерционно. К ним относятся умение жевать, дышать, ходить вертикально, читать, говорить на родном языке.

2. Сознательные – это более сложные действия или их совокупность, требующие использования интеллектуальных возможностей человека. Данная модель поведения основана на выборе того или иного шаблона действий в незнакомой ситуации.

К примеру, вы злитесь на человека и желаете высказать ему свое негодование, оскорбить и унизить. Но вы понимаете, что ваше желание временно и связано не только с этим человеком, а и с вашим плохим настроением и общими неудачами. Если вы поддадитесь агрессии, то, скорее всего, навсегда утратите контакт с человеком. Именно сознание решает, что предпринять в этой ситуации, оценивая все «за» и «против». Кроме того, не последнюю роль играет преобладание логической или эмоциональной составляющей в характере.

Поведение молодежи

Молодежь – перспектива нации. Поэтому очень важно, как именно будет воспитываться подрастающее поколение.

Нормы поведения человека в обществе призывают молодых людей:

— являться активными участниками социума;
— ставить перед собой жизненные цели и стремиться к их достижению;
— разносторонне развивать свою личность;
— заниматься спортом;
— получить достойное образование;
— вести здоровый образ жизни без курения и употребления спиртных напитков;
— не использовать в разговоре ненормативную лексику и грубые выражения;
— уважительно относиться к старшему поколению;
— создать для себя систему ценностей и придерживаться ее;
— знать и соблюдать правила этикета.

Но в современном мире поведение молодежи в обществе нередко отличается от установленных норм и имеет девиантный характер.

Так, некоторые молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет считают, что курение и прием алкоголя – это модно, а посещение лекций в институте – занятие для зубрил. Они предпочитают дискотеки книгам, грубы в высказываниях и имеют беспорядочные половые связи.

Такое поведение чаще всего сформировано под влиянием компании и требует немедленного вмешательства со стороны родителей.

Взаимодействие молодежи со старшим поколением

Проблема взаимодействия разных поколений будет всегда актуальной. Система ценностей, на которой воспитана одна возрастная группа, к моменту взросления другой частично теряет свою актуальность. Следовательно, возникают непонимание и разногласия.

Среди основных причин конфликтов выделяют несовместимость интересов, различное социальное положение, аморальное поведение одной из сторон, отсутствие культуры общения, борьбу за превосходство, нежелание уступать.

Тем не менее ценности и нормы поведения, привитые нам с детства, гласят, что молодое поколение должно уступать старшим в любой ситуации, даже если такое решение кажется несправедливым. Кроме того, необходимо придерживаться определенной модели поведения. В общении нужно использовать уважительную форму обращения — «вы», а также избегать сленга. Не допускается высмеивание и подшучивание над старшими. А отказ в помощи считается дурным тоном.

Нормы поведения между супругами

Чтобы построить устойчивый дом, необходимо заложить надежный фундамент и по кирпичикам выстраивать стены. Так и в семейных отношениях – любовь является фундаментом, нравственные нормы поведения — кирпичиками.

Супружеская жизнь – это не только радостные моменты, это и разочарование, раздражение и обиды. Чтобы достойно пройти через все неприятные моменты и сохранить целостность брака, необходимо соблюдать несколько несложных правил:

— относиться к партнеру, как к равному;
— ценить его личностные качества;
— поддерживать в любых начинаниях и не высмеивать неудачи;
— обговаривать важные моменты и принимать решения вместе;
— не переходить на оскорбления и обиды;
— не позволять себе рукоприкладство;
— быть верным супругу.

Деловой этикет

Если общие нормы поведения человека в обществе могут варьироваться в зависимости от ситуации, то деловой этикет – это набор поведенческих моделей, которые имеют наиболее очерченную грань.

В бизнес-мире существует 5 правил этикета:

1. Пунктуальность. Приходите на все важные встречи вовремя, этим вы покажете свою организованность.

2. Компетентность. Будьте подкованы в том, о чем говорите. Иногда лучше смолчать, чем дать ложную информацию.

3. Речь. Учитесь говорить грамотно и понятно. Даже самая успешная идея, презентованная на корявом и неуверенном языке, обречена на провал.

4. Внешний вид говорит о вашем вкусе и статусе, поэтому в вашем гардеробе, кроме джинсов и маек, обязательно должен быть костюм для важной встречи.

5. Взаимодействие. Прислушивайтесь к мнению других и не доверяйте свою идею первому встречному.

Соблюдение этих правил играет очень важную роль, так как отображает уровень профессионализма и серьезность подхода к делу.

Девиантное поведение: отклонение от нормы

Правила и нормы поведения людей не всегда могут выражаться по регламентированным стандартам. Некоторые модели поведения могут иметь существенное отклонение от нормы. Такая манера определяется как девиантная. Она может иметь как положительные черты, так и отрицательные.

Ярким примером противоположных девиантов служат террористы и национальные герои. Действия и тех, и других отклонены от поведения «средних масс», но воспринимаются обществом по-разному.

Таким образом, общие нормы поведения можно разместить на одной оси, а девиантные отклонения на разных полюсах.

Формы аномального поведения в обществе

Нормы поведения человека в обществе, выраженные как девиантные, имеют четыре ярко выраженные формы:

  • Преступность. В последние годы этот показатель вырос на 17%. Во многом преступность обусловлена переходом на рыночные отношения и высоким уровнем конкуренции, безработицей и низким уровнем жизни, а также психологическими отклонениями. Кроме того, немаловажное значение имеет коррупция в правовой и судебно-исполнительной отраслях, которая позволяет при наличии достатка избежать ответственности за нарушение права.
  • Алкоголизм. Алкоголь – это неотъемлемая часть праздничных застолий и обычных дружеских встреч. Его употребляют, чтобы что-то отпраздновать, утолить боль или просто снять стресс. Люди привыкли, что алкоголь стал частью их жизни, и не отдают себе отчет в его пагубном влиянии на личность и на общество в целом. По статистике, 70% преступлений совершаются в состоянии алкогольного опьянения, и более чем в 20% смертельных ДТП виноваты нетрезвые водители.

  • Наркомания. Зависимость от психотропного вещества, которая истощает организм и приводит к его деградации. К сожалению, несмотря на официальный запрет наркотических средств, каждый десятый подросток пробовал один или несколько видов наркотиков.
  • Суицид. Самоубийство — это намеренное желание лишить себя жизни из-за проблем, которые кажутся неразрешимыми. По данным мировой статистики, суицид наиболее характерен для высокоразвитых стран, где присутствует высокая конкурентность как в бизнес-сфере, так и на личностном фронте. Возрастная группа, наиболее подверженная риску, это подростки от 14 до 18 лет и люди пенсионного возраста.
  • Санкции за несоблюдение норм

    Правила и нормы поведения регулируются утвержденными законами государства и негласными правилами общества.

    Санкции за девиантное поведение варьируются в зависимости от степени тяжести нарушения.

    К примеру, убийство или грабеж попадают под статью нарушения криминального кодекса, следовательно, караются лишением свободы. Провокация или драка являются административными нарушениями. В качестве ответственности за проступок нарушителю будет предложено уплатить штраф или выполнить гражданские работы. Нарушения, связанные с привычками (не помыл за собой посуду, не подстриг ногти, опоздал на важную встречу, соврал), будут вызывать неодобрение общества и дальнейшее игнорирование или презрение.

    fb.ru

    Социальные нормы-это одобряемые обществом правила поведения

    Цели: рассмотреть правила и нормы поведения в обществе; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, крити­ческое мышление.

    Основные понятия: социальные нормы, обычаи, нравы, этикет, религиозные нормы, правовые нормы.

    Оборудование: учебник, дополнительные материалы.

    План изучения нового материала

    1. Что такое социальные нормы?

    2. Обычаи и традиции.

    3. Нравы и законы.

    «Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое — делать самому то, что он советует делать другим, второе — никогда не поступать против справедливости и третье — терпеливо переносить слабости людей, окружающих его» ( J 1. H . Толстой).

    «Не хочешь быть униженным, не унижай никого» (Низами). «Какими глазами смотришь на человека, таким он гебе и кажется» (народная мудрость).

    Тема нашего урока посвящена правилам и нормам поведения в обществе.

    Учитель приглашает для устного ответа трех учеников. Класс задает каждому ученику пять и более вопросов, при этом четко определяет, кому адресован вопрос. Далее обучающиеся рецен­зируют ответы одноклассников.

    Два-три ученика представляют результаты домашнего прак­тического задания. Ответы оцениваются.

    1. Составление словаря урока.

    Наша тема предполагает овладение рядом понятий и терми­нов. Я предлагаю вам составить словарь урока, бегло просмотрев учебный материал.

    Социальные нормы — это запреты и разрешения, требования, правила поведения, обычаи и традиции.

    Обычай — это привычные формы поведения в повседневной жизни.

    Привычки — это установившаяся схема поведения в опреде­ленных ситуациях.

    Манеры — это внешние формы поведения человека.

    Этикет — это принятая в особых социальных кругах система правил поведения.

    Традиции — это все то, что унаследовано от предшественников.

    Обряд — это совокупность действий, установленных обычаем.

    Нравы — высокочтимые обществом массовые образцы дей­ствий.

    Табу — это система запретов на какие-либо действия, слова, предметы.

    Ценности — социально одобряемые и разделяемые большин­ством людей представления о том, что такое добро и зло.

    Религиозные нормы — правила поведения, содержащиеся в тек­стах священных книг либо установленные церковью.

    Правовые нормы — это правила поведения, закрепленные в за­конах.

    Далее учитель предлагает составить схемы по некоторым по­нятиям.

    Примерная схема понятий

    1) Социальные нормы — правила поведения — обычаи, тра­диции.

    2) Табу — запрет на действия.

    3) Религиозные нормы — правила поведения — тексты — свя­щенные книги.

    Под социальными нормами понимают общие правила и об­разцы поведения людей в обществе. Социальные нормы скла­дываются исторически закономерно. Существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важным является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. Поданному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы, правовые нормы.

    Нормы морали представляют собой правила поведения, ко­торые дают представление о добре и зле, о справедливости и не­справедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих норм обес­печивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.

    Нормы обычаев — это правила поведения, вошедшие в при­вычку в результате их многократного повторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки.

    Разновидностью обычаев считаются традиции, которые выра­жают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения.

    Корпоративными нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями. Их реализация обеспечивается внутренними убеждениями членов этих органи­заций.

    Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью. Реализация данного вида социальных норм обеспечи­вается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви.

    Правовые нормы — это правила поведения, установленные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства.

    Человек и общество не могут существовать без определенных правил и норм. Нормы поведения, принятые в обществе, обычаи, нравы, религия, законы сплачивают общество и поддерживают общественный порядок. Наш следующий урок пройдет в форме международной конференции по проблеме сохранения традиций отдельно взятых народов и стран.

    (Учитель делит класс на 4—5 групп. Каждая из них представля­ет страну и должна сформулировать свои предложения для резо­люции конференции по сохранению традиций в странах мирового сообщества. Учащимся необходимо коротко рассказать о своей стране и ее традициях по плану:

    1. Историческая справка.

    2. Географическое положение.

    3. Традиции, играющие значимую роль на современном этапе.

    4. Существующие проблемы по сохранению традиций.

    5. Выдвинуть 2—3 пункта для резолюции по сохранению тра­диций в современном мире.

    Учащиеся могут продумать презентационное оформление к докладу (музыкальное оформление, видеоматериалы, мульти­медийная презентация, иллюстрации, национальные костюмы или их элементы и т. д.).

    Учитель организует консультации для подготовки к уроку.

    Страны: Россия, Япония, Индия, Бразилия, Египет (может быть другой вариант).)

    Прочитать с. 94—99. Каждой группе подготовить индивиду­альное задание.

    Дополнительный материал Рождение и воспитание детей в Китае

    Большим событием в жизни каждой китайской семьи считалось рож­дение сына. Близкие и друзья навещали роженицу, приносили подарки: одежду для ребенка и продукты для поддержания сил матери. Чтобы от­благодарить друзей и знакомых, накрывали праздничный стол или просто угощали гостей вареными яйцами, окрашенными в красный цвет. В этих случаях полагалось приглашать друзей на лапшу, которая символизиро­вала долголетие новорожденного.

    Ребенок в семье был радостью, если рождался мальчик, но становил­ся обузой, если на свет появлялась девочка.

    Иметь сына считалось целью брака и большим счастьем для семьи. Это нашло отражение и в поговорках: «Вырастишь сына — обеспечишь старость, соберешь зерно — предотвратишь голод», «И сына, и поле надо иметь свои», «Лучшие сыновья в мире — свои собственные».

    Надеясь родить сына, женщины прибегали к толкованию сновиде­ний, об этом говорит «Шицзин»:

    Серый и черный приснится медведь —

    То сыновей предвещающий знак;

    Если же змей довелося узреть —

    То дочерей предвещающий знак!

    Или, например, беременная женщина поднималась до зари и, надев костюм мужа, отправлялась к ближайшему колодцу. Она обходила вокруг него трижды, наблюдая за тенью в воде. Если по окончании прогулки ей удавалось вернуться домой незамеченной, это служило добрым предзна­менованием: родится мальчик.

    При рождении ребенок получал «молочное» (детское) имя. Это имя должно было состоять из иероглифов, обозначающих что-нибудь прият­ное, надежду на то, что дитя будет счастливым и не умрет в младенчестве. Ребенка часто называли Со-эр, Чжу-эр, Шуань-эр, что, соответственно, означало: Замочек — пусть ребенок будет в такой же безопасности, как то, что заперто под замком; Столбик — пусть ребенок твердо стоит на ногах; Узелок — пусть он будет надежно привязан к своему дому. Все эти имена давались, конечно, мальчикам. Их наделяли и такими именами: Фу (Богатство), Гуй (Знатность), Си (Счастье), Лэ (Радость). Именами девочек, как правило, служили названия цветов, драгоценных камней, бабочек, птиц: Лянь-хуа (Лотос), Му-дань (Пион), Син-эр (Абрикос), Тао-эр (Персик). Их также могли назвать Сяо-мао (Котеночек) или Эр- мэй (Вторая сестричка). Иногда детям давали имена в соответствии с вре­менем года, когда они родились: Чунь-эр (Весна), Сяшэн-эр (Рожденная летом), Цю-эр (Осень), Дун-эр (Зима).

    Рождение детей на благо родителей считалось основной целью брач­ной жизни и, как думали верующие, обеспечивало старшему поколению загробный покой.

    Однако среди всех членов семьи самыми бесправными были дочери. От них требовалось не просто послушание, но беспрекословное повино­вение. С детских лет они должны были участвовать в любой домашней работе, помогая в уборке, моя и чистя посуду. В подростковом возрасте их обучали шитью. После того как для девушки был выбран жених (как правило, это случалось уже к двенадцати годам), будущая невеста обуча­лась той работе, которой занимаются женщины из семьи жениха.

    Девочкам не разрешалось предаваться играм и безделью. Им не разре­шалось общаться с соседскими мальчишками. А в подростковом возрасте запрещалось играть и с мальчиками своей семьи. Запрет налагался на все самостоятельные передвижения за пределами дома. Отлучки из дома были возможны только в сопровождении кого-нибудь из членов семьи.

    Воспитанием и обучением девочек в основном занимались женщины. Однако отцы не должны были полностью оставаться в стороне. Именно на их плечах лежала ответственность по воспитанию в дочерях так назы­ваемых «трех правил подчинения»: дома повиноваться отцу; в замужестве повиноваться мужу; во вдовстве повиноваться сыну. Глава семейства отвечал и за воспитание у дочери «четырех добродетелей», состоящих в соблюдении супружеской верности, честности, скромности и усердия.

    Япония: быт и традиции

    В мягко освещенных витринах токийских ресторанов и столовых выставлены удивительные копии предлагаемых блюд, сделанные из пластика. В настоящей посуде они настолько искусно воспроизводят оригиналы, что иногда не сразу понимаешь, что перед тобой пластмасса. Рядом с каждым блюдом название и цена, поэтому можно выбрать то, что по карману и привлекает взор.

    Первые пищевые муляжи появились в японских ресторанах чуть ли не сто лет тому назад, когда стали делать из воска копии непривычных европейских блюд. В наше время «фальшивая еда» стала такой же неотъ­емлемой и повсеместной принадлежностью Японии, как попадающиеся на каждом шагу торговые автоматы.

    Перерыв на обед наступает по всей Японии в полдень, который мож­но легко определить и без часов — по толпам служащих, устремляющихся в близлежащие небольшие столовые: по мотоциклистам и велосипеди­стам, которые развозят заказы, сделанные по телефону, прямо к рабочим местам.

    У людей одиноких в обеденное время пользуются успехом простые блюда из риса: рис, завернутый в европейский омлет с кетчупом, рис с соусом карри — карри райсу, жареный рис по-китайски или блюда с ри­сом по-японски в больших пиалах домбури.

    Несколько по-иному питаются в обеденный перерыв люди семейные. Самая плотная задень еда с рисом и супом ждет их вечером дома, поэтому на работе женатые служащие предпочитают просто перекусить. Лучшим, легко усвояемым обеденным блюдом у старшего поколения считается лапша: пшеничная удон в виде клепок и затем преображенная в толстые белые «макароны», собственно, китайская яичная мэн.

    Конец обеда в наши дни обычно отмечается неторопливым пить­ем кофе, ставшего популярным в Японии после войны. Сейчас японцы пьют этот западный напиток почти в таких же количествах, как тради­ционный чай. Заказав одну-единственную чашку кофе, можно сколько угодно сидеть за уютными столиками, слушать тихую музыку, беседовать со знакомыми и даже вздремнуть.

    За «Макдональдсом» началось быстрое вторжение других американ­ских сетей, торгующих теми же гамбургерами, пончиками, мороженым, пиццей, жареной курицей, а за ними расплодились и их японские под­ражатели.

    Но не только разрушение традиционной системы питания и появ­ление множества толстяков беспокоит японцев. В не меньшей степени они озабочены наличием в своей пище — как национальной, так и за­падной — большого количества химических добавок. В среднем каждый японец съедает за год около четырех килограммов различных химикали- ев — консервантов, красителей, ароматизаторов.

    Особые традиции в Японии связаны с уличной торговлей. Продавцы съестного съезжаются к любым местам массовых гуляний и устанавлива­ют там свои ларьки, украшенные короткими занавесками норэн и тради­ционными красно-белыми полосатыми тентами.

    В духе средневековых японских законов, предписывающих каж­дому члену общества, носить ли ему шелк или хлопок, ходить пешком или ездить на коне, современные школьные правила регулируют дли­ну форменной юбки у девочек и форменного мундира с глухой стойкой у мальчиков, ширину брюк и цвет носков, фасон и цвет грубой обуви на низком каблуке. Девочки часто носят зимой мешковатое синее паль­то — под цвет форменной матроски, — уродующее их фигурки, которые заметно вытянулись и стали более длинноногими за послевоенные годы. В некоторых школах обязательны значки с гербами, форменные сумки и головные уборы.

    Особое внимание в школах хороших манер уделяется поклонам, без которых невозможно жить в стране, где кланяются все и всегда. Отвеши­вает поклоны премьер-министр, прежде чем обратиться к парламенту. Кланяются дикторы телевидения в начале и, особенно, в конце ново­стей, завершающихся извинением за беспокойство. Кланяются про­давцы в магазинах: на тридцать градусов — приветствуя посетителей; на пятнадцать — приглашая посмотреть товары: на сорок пять — провожая покупателя, сделавшего покупку. Подсчитано, что девушки-лифтеры в универмагах отвешивают поклоны около двух с половиной тысяч раз в день, а та, которая вызывает лифт на первом этаже, кланяется даже закрывшимся дверям — вслед уже уехавшим покупателям. Любые виды поклонов можно увидеть в школах традиционных видов спорта.

    Традиционному этикету, необходимому во время посещения раз­личных торжественных церемоний, обучают также в многочисленных школах кимоно. Известно, что японская национальная одежда, совсем было исчезнув во время войны, возродилась впоследствии, прежде всего как праздничный наряд для ритуалов и парадных приемов. Постоянно кимоно носят только некоторые пожилые люди да те, кто по роду своей деятельности связан со стариной. Прочие японцы (да и то не все) надева­ют вне дома национальный костюм только раз в году, чаще всего во время ритуальных посещений храмов. Целые семьи в кимоно можно увидеть в праздничной толпе на Новый год. В День совершеннолетия пятнадца­того января в храмах появляются стайки двадцатилетних японок в белых пушистых воротничках и красочных девичьих фурисодэ — кимоно с очень длинными рукавами.

    В школах кимоно можно научиться навыку надевания этой одежды, которым еще недавно владели все, а сейчас только половина японок. Но, пожалуй, это не главная задача — ведь при необходимости можно обра­титься в ближайший салон красоты, где вам не только помогут одеться, но также сделают подходящую прическу.

    Среди учениц школ кимоно встречается немало девушек, которые готовятся к свадьбе — важному событию, после которого бывшие бурикко превращаются в почтенных замужних домохозяек оку-сама. Сразу после свадьбы больше половины из них оставляют работу, чтобы заниматься ведением домашнего хозяйства.

    Домашние игровые приставки к телевизорам в середине 1980-х гг. уже были у каждой четвертой японской семьи. Они пришли на смену самым первым электронным портативным играм с экранчиком на жид­ких кристаллах. Сейчас маленькие электронные игры почти совсем утра­тили популярность, зато в любом универмаге разложены на витринах выпускающиеся одна за другой игры для домашних приставок. Здесь же, в магазинах, их часами бесплатно осваивают ребята, особенно те, у кого еще нет своей игры дома.

    Хорошо это или плохо — проводить часы за видеоиграми? Плохо, считают многие учителя и психологи. Мальчишки и девчонки в Японии и так ведут малоподвижный образ жизни, а тут еще дополнительно утом­ляют глаза, делаются раздражительными и плохо управляемыми. Хорошо, возражают другие. Ведь новому поколению предстоит жить в мире ком­пьютеров. Поэтому к экранам и кнопкам оно должно привыкать с дет­ства, а не бояться их, как многие люди старшего возраста. Можно считать, что домашняя игровая приставка — это «начальная школа» компьютерной

    1 рамотности. Сначала ребята пользуются готовыми программами, есте­ственный следующий шаг — изобретение детьми собственных игр, иначе говоря, составление новых игровых программ. Оно стало возможным после того, как компания «Ниндэндо», выпустившая самую любимую у японских ребят игровую приставку, стала продавать в дополнение к ней шсковод и пульт управления. Последняя фирменная новинка — особый

    9 А,В. Поздеев, Е.Б. Биянова коврик, начиненный электроникой, который заменяет обычный пульт управления с кнопками: прыгая на коврике, ребенок может совмещать увлекательную видеоигру с хорошей физической разминкой. Наверное, такие разминочные устройства будут когда-нибудь придуманы и для взрослых, которые жалуются на усталость от неподвижного сидения перед экраном компьютера. А между тем все большему числу японцев приходится учиться обращению с компьютерами не только на службе, но и в обычной уличной и домашней жизни.

    Современные японские компьютеры рассчитаны не только на циф­ры, латинские буквы и два вида японской азбуки, но также и на иеро­глифы.

    Конечно, повсеместное проникновение компьютеров не может не создавать своих проблем и трудностей. Одна из них — это вторжение в частную жизнь людей. Благодаря компьютерам большое число собран­ных и обработанных ими разрозненных сведений становится доступным и властям, и мошенникам, использующим полученные данные для своих махинаций. Но каковы бы ни были эти проблемы, современное общество информации обходиться без компьютеров уже не может.

    Цели: рассмотреть проблему сохранения традиций в совре­менном мире; развивать умение учащихся отстаивать свою по­зицию.

    Оборудование: учебник, дополнительные материалы, техниче­ские средства обучения.

    Урок проходит в форме международной конференции по теме «Проблема сохранения традиций в современном мире».

    Данная форма занятия предполагает отказ от этапа опроса в начале урока. Игровая ситуация в классе как бы дублирует меж­дународную конференцию, на которой в качестве представителей от разных стран участвуют школьники.

    Представители разных стран решили провести международ­ную конференцию по проблеме сохранения традиций в отдельно взятых странах и у отдельных народов.

    Добрый день, участники международной конференции! Мы собрались на наш форум, чтобы обсудить важнейшую проблему современного мира — сохранение его уникальности и неповтори­мости, ценностей и традиций народов, проживающих на нашей

    планете. Поприветствуем ее участников и начнем работу конфе­ренции. Предлагаю утвердить программу работы конференции. Слово для доклада предоставляется.

    (Учитель в ходе урока фиксирует высказанные учащимися предложения. Конференция вырабатывает общие предложения по сохранению уникальных традиций народов мирового сообщества. Создается общая резолюция. В преамбуле отмечаются важнейшие темы конференции.)

    — Назовите ключевые понятия темы.

    — Объясните значение названных понятий.

    — Сформулируйте основную мысль одного из докладов.

    Подготовиться к повторительно-обобщающему уроку по гла­ве 3 «Социальная сфера общества».

    tak-to-ent.net

    Это интересно:

    • Материнский капитал кто ввел ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ ознакомиться с инфографикой ознакомитьсяс инфографикой скачать брошюру (297 Кб) Материнский (семейный) капитал – это мера государственной поддержки российских семей, в […]
    • Процесс увольнения при ликвидации предприятия Выплаты работникам при ликвидации предприятия В рамках российского законодательства под ликвидацией предприятия понимается полное прекращение деятельности компании или организации. При этом права и обязанности этой […]
    • Консультация юриста наркотики Сотрудников СИЗО будут регулярно проверять на наркотики Бесплатный Юрист МСК +7 (499) 653-60-72 доб. 338 СПБ +7 (812) 426-14-07 доб. 309 Совет Федерации одобрил проект закона о службе в уголовно-исполнительной […]
    • Дульнозарядное оружие закон Реплики дульнозарядного короткоствольного оружия По первой ссылке есть отрывок из Закона о оружии, по последней револьвер заряжающийся унитарными патронами. Вопрос не в том, можно или нет. Понятно, что нельзя, хотя в […]
    • Как узнать решения суда по кредиту Возврат процентов по кредиту. Как рассчитать излишне уплаченные проценты при досрочном погашении ипотеки? Мы все иногда так или иначе берем кредит. Это может быть займ на телефон или ипотека. Рассмотрим сущность […]
    • Как правильно оформить фз в списке литературы Как оформлять список литературы дипломной работы МЫ МОЖЕМ ПОМОЧЬ НАША ЗАДАЧА - ПОМОГАТЬ: ВЫПОЛНЯЕМ ВСЕ ВИДЫ РАБОТ Работы МЫ пишем через Биржу PISHEM24.RU Оформив заказ, Вы бесплатно узнаете за какую цену и в какой […]