Процент авансового платежа по налогу на имущество

Порядок расчета УСН «доходы минус расходы» (15 процентов)

Отправить на почту

Расчет УСН — доходы минус расходы — требует дополнительных знаний относительно данного налогового режима и объекта налогообложения. Какие основные показатели необходимо рассчитывать и как правильно определить сумму налога, рассмотрим в представленной статье.

Ставка налога и другие показатели для расчета УСН «доходы минус расходы»

Правила расчетов сумм авансовых платежей для организаций, применяющих УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», прописаны в тексте п. 4 ст. 346.21 НК РФ.

Для достоверного исчисления налога необходимо определить следующие показатели:

  • налоговая база;
  • авансовый платеж, приходящийся на налоговую базу;
  • авансовый платеж, подлежащий уплате по итогам отчетного периода.
  • Налоговая база определяется по итогам отчетных периодов: квартал, полугодие, 9 месяцев. Для расчета налоговой базы (НБ) применяется следующая формула:

    Дх — фактически полученный доход с начала года до конца расчетного периода (нарастающим итогом);

    Рх — понесенные расходы, определяемые, как и доходы, нарастающим итогом с начала года до конца отчетного периода.

    ВНИМАНИЕ! Учет доходов и расходов при УСН ведется в книге учета доходов и расходов кассовым методом, то есть датой получения доходов (списания затрат) является дата поступления (расхода) средств на расчетный счет или в кассу налогоплательщика (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

    Сумма авансового платежа (АвПрасч), относящаяся к налоговой базе и рассчитанная с начала года до окончания отчетного периода, рассчитывается как произведение налоговой базы (НБ) и ставки налога (С). Налоговая база определяется с начала года до конца отчетного периода нарастающим итогом. Данный расчет можно представить в виде формулы:

    В п. 2 ст. 346.20 НК РФ определена налоговая ставка при расчете УСН — доходы минус расходы -в размере 15%. Законодательством субъектов РФ могут быть определены и установлены другие ставки налога (ст. 346.20 НК РФ):

  • 0% на 2 года для впервые зарегистрированных ИП, осуществляющих деятельность в сфере производства, бытовых услуг, социальную или научную деятельность (до 2020 года);
  • до 3% на территории Крыма и Севастополя (в отношении 2017–2021 годов);
  • до 5% на остальной территории РФ.
  • Узнать, есть ли дифференцированные ставки в регионе, можно, обратившись в ФНС по месту учета. Данные ставки не являются льготой и не требуют документального подтверждения в ФНС (письмо Минфина от 21.10.2013 № 03-11-11/43791).

    По окончании отчетного периода производится уплата авансового платежа, который можно рассчитать по формуле:

    АвП = АвПрасч – АвПпред.

    Под АвПпред подразумеваются авансовые платежи, исчисленные либо подлежащие уплате за предыдущие отчетные периоды (в текущем отчетном периоде). Таким образом, в соответствии с пп. 4, 5 ст. 346.21 НК РФ, сумма авансового платежа уменьшается на сумму уже исчисленных авансовых платежей.

    Как считать УСН 15% за налоговый период?

    Сумма налога, рассчитанная по итогам налогового периода при УСН «доходы минус расходы», может быть больше или меньше величины начисленных в этом периоде авансовых платежей. Если она больше, то данный налог подлежит доплате в бюджет.

    Нередки случаи, когда в конце календарного года выявляется переплата по налогу, которая либо возвращается, либо засчитывается в счет следующих платежей.

    В п. 1 ст. 346.21 НК РФ приведена формула, которая позволяет исчислить налог по итогам налогового периода при УСН. Эта формула представлена следующим образом:

    Н = (Дг – Рг) × Ст – АвПпред,

    Дг — доходы за период с 1 января по 31 декабря;

    Рг — расходы за год;

    Ст — ставка, в обычном случае 15%.

    Налогоплательщикам необходимо помнить, что налоговая база может быть уменьшена на сумму понесенных в предыдущих периодах убытков (п. 7 ст. 346.18 НК РФ), а перечень затрат, уменьшающих доходы, является закрытым (п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

    О том, каким образом учитывать расходы при данном режиме налогообложения, читайте в материалах:

    Пример расчета налога при УСН «доходы минус расходы»

    Для более понятного и наглядного представления о расчете УСН 15% к уплате в бюджет рассмотрим пример.

    Финансовые показатели ООО «Союз» за 2016 год составили:

    nalog-nalog.ru

    Лизинг 2018

    Советуем прочитать наш материал Лизинг, а эту статью разбиваем на темы:

    Лизинг 2018

    Понятие лизинг («to lease» — сдать в аренду (англ.)) – это один из видов финансовых услуг, суть которого заключается в кредитовании приобретения основных фондов (например, автомобиль, спецтехника или оборудование).

    В посткризисных условиях, когда получение банковских кредитов весьма сложно, а привлечение долгосрочных инвестиций – серьезная проблема для российских предприятий, лизинг (финансовая аренда) – наиболее эффективная технология развития бизнеса. Он дает возможность расширения производственной базы предприятия, внедрения передовых технологий в производство, увеличения основных фондов предприятия, приобретения новейшего оборудования.

    Лизинговая компания приобретает в собственность конкретное имущество и передает его в пользование третьему лицу на длительный срок. При этом продавца выбирает именно третье лицо – потребитель данной финансовой услуги.

    В течение срока действия лизингового договора потребитель выплачивает стоимость приобретенного имущества плюс вознаграждение за лизинг. По истечении означенного времени и выплаты оговоренной суммы, имущество переходит в собственность арендатора. Залог, в отличие от кредита, при лизинговой сделке не требуется, а длительная рассрочка ощутимо снижает размеры выплат и позволяет оптимально распоряжаться активами фирмы.

    Уникальность данного финансового инструмента состоит в том, что лизинг превосходно сочетает в себе характеристики долгосрочной аренды и финансового кредита.

    Преимущества этого вида инвестиционной деятельности для потребителя:

    • Лизинг позволяет снизить налогооблагаемую базу предприятия, поскольку все выплаты по лизинговому договору включаются в себестоимость, в результате чего снижается налог на прибыль.
    • Вся сумма НДС по договору ставится к зачету.
    • В результате ускоренной амортизации предмета лизинга объем налога на имущество уменьшается в три раза.

    Слово «лизинг» заимствовано из английского языка. В основу английского «leasing», в свою очередь, легло «lease», что означает — «аренда». Изначально слово «leasing» в английском языке определило отношения, берущие начало от аренды, но отличные от нее. Слово «лизинг» активно используется в России уже более 10 лет.

    Лизинг — это инвестиционный инструмент, позволяющий предприятию, не привлекая собственные ресурсы, произвести модернизацию основных фондов и получить новое необходимое оборудование или другие непотребляемые предметы.

    Лизинг — это способ получения средств на развитие, совмещенный с оптимизацией налогообложения предприятия.

    Лизинг — это вид инвестиционной деятельности, при котором лизингодатель (лизинговая компания) приобретает у поставщика оборудование и затем сдает его в аренду за определенную плату, на определенный срок и на определённых условиях лизингополучателю (клиенту) с последующим переходом права собственности лизингополучателю.

    Сублизинг — вид поднайма предмета лизинга, при котором лизингополучатель по договору лизинга передает третьим лицам (лизингополучателям по договору сублизинга) во владение и пользование за плату и на срок в соответствии с условиями договора сублизинга имущество, полученное ранее от лизингодателя по договору лизинга и составляющее предмет лизинга. Лизингодатель — физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных или собственных средств приобретает в ходе реализации лизинговой сделки в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование.

    Лизингополучатель — физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга.

    Продавец (поставщик) — физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем, продает лизингодателю в обусловленный срок производимое (закупаемое) им имущество, являющееся предметом лизинга.

    Страховщик — это страховая компания, которая участвует в сделке лизинга, осуществляя страхование имущественных, транспортных и прочих видов рисков, связанных с предметом лизинга и/или сделкой лизинга.

    Предмет лизинга — могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество (кроме земельных участков и других природных объектов, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения). Предмет лизинга, переданный в пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя (лизинговой компании). Лизингополучатель становится владельцем предмета лизинга при условии выплаты всех лизинговых платежей.

    Лизинговые платежи — плата за владение и пользование предметом лизинга.

    1. Лизинг не предполагает единовременное привлечение крупных сумм собственных средств для закупки предмета лизинга.
    2. Лизинговые платежи распределяются наиболее удобным способом для лизингополучателя и соответствуют срокам, когда компания уже начала получать прибыль от использования предмета лизинга, и он уже окупается.
    3. Лизинг позволяет экономить денежные средства за счет налоговых преференций (налог на прибыль, зачет НДС, налог на имущество).
    4. Лизинг является единственным способом применить ускоренную амортизацию с коэффициентом до 3. За счет этого балансовая стоимость имущества уменьшается в 3 раза быстрее и как следствие уменьшается сумма налога на имущество.
    5. График погашения задолженности (график лизинговых платежей) отличается гибкостью. Лизингополучатель не производит выплат до ввода предмета лизинга в эксплуатацию.
    6. Предмет лизинга может учитываться либо на балансе лизингодателя, либо на балансе лизингополучателя. Если балансодержателем является лизинговая компания, то лизингополучатель получает возможность улучшить структуру своего баланса, за счет учета предмета лизинга на забалансовых счетах (кредит или прямая закупка этого не позволяют сделать).
    7. Также, если предмет лизинга находится, на балансе лизинговой компании, у лизингополучателя отсутствует необходимость переоценки основных фондов (в части предмета лизинга).
    8. По окончании срока лизингового договора, лизингополучатель имеет возможность получить предмет лизинга по нулевой стоимости.
    9. Договор лизинга составляется, как правило, на 2-3 года, что примерно соответствует сроку окупаемости предмета лизинга. В случае если предметом лизинга является оборудование с большим сроком окупаемости, то договор лизинга может быть заключен и на 5-6 лет. Не все кредитные организации готовы к таким срокам.
    10. Получение финансирования через лизинг, значительно проще и намного реже требуется залоговое обеспечение. Так как лизинговая компания будет являться собственником имущества до окончания срока лизинга.
    11. Из-за своей простоты, доступности и эффективности лизинг позволяет лизингополучателям поддерживать фонд средств производства в соответствии с современными требованиями рынка, что дает значительные конкурентные преимущества.

    Имущество приобретает лизинговая компания (лизингодатель), которая передает его лизингополучателю в соответствии со статьей 2 Закона № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», «за плату во временное пользование». Лизингополучатель предоставляет необходимые учредительные и финансовые документы, и вносит аванс 20–30% от стоимости приобретаемого имущества.

    На протяжении всего срока лизинга, лизингополучатель выплачивает лизинговые платежи по договору. Лизингополучатель оплачивает не только стоимость имущества, но и сумму страховки, маржу лизинговой компании и налог на лизинговое имущество. Итоговая сумма этих платежей может оказаться больше сумм выплат по кредиту. Чаще всего договор лизинга предусматривает переход права собственности на оборудование к лизингополучателю, согласно пункту 5 статьи 15 Закона № 164-ФЗ. В этом случае в общую сумму договора включается выкупная стоимость предмета лизинга (ст. 28 Закона № 164-ФЗ).

    Имущество приобретает клиент самостоятельно, после получения кредита в банке (ст. 819 ГК). Для выдачи кредита банк изучает кредитную историю организации, величину активов и пассивов, наличие дополнительного обеспечения и залога. Также сохраняется вероятность того, что помимо выплаты платежей по кредиту, дополнительно придется оплачивать комиссию на ведение ссудного счета, оценку заложенного имущества или его страховку. При лизинге, передаваемое имущество является залогом. Также отсутствует необходимость в положительной кредитной истории.

    Лизингополучатель имеет право лишь пользоваться имуществом, так как собственником является лизинговая компания. Лизингодатель может распоряжаться имуществом и даже изъять его у лизингополучателя (ст. 11 Закона № 164-ФЗ). Также стоит учитывать, что лизингополучатель обязан возместить собственнику стоимость имущества в случае его случайной гибели или порчи (ст. 669 ГК). Но, как правило, для этого предмет лизинга обязательно подлежит страхованию.

    Переход права собственности к лизингополучателю происходит только через определенный период времени. Это зависит от договора лизинга. Наиболее распространен переход права собственности после уплаты всех лизинговых платежей.

    Приобретая имущество с помощью банковского кредита, компания сразу становится его собственником.

    Лизинговые платежи фирма относит на расходы, при определении базы по налогу на прибыль (подпункт 10 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ). В случае если лизингополучатель учитывает имущество на своем балансе, то из суммы списываемых на расходы лизинговых платежей он вычитает суммы начисленной амортизации (ст. 259 НК). В том случае, когда имущество учитывается на балансе лизингодателя, то из суммы списываемых на расходы лизинговых платежей придется вычесть выкупную стоимость предмета лизинга.

    Это обусловлено тем, что в базе по налогу на прибыль не учитывают расходы по приобретению амортизируемого имущества (п. 5 ст. 270 НК). Именно такими расходами и будет выкупная стоимость оборудования. Следовательно, списываться она будет лишь постепенно с помощью амортизации (ст. 256–259 НК). Делать это можно будет только после того, как имущество перейдет в собственность лизингополучателя. Именно такой точки зрения придерживаются чиновники (письма Минфина № 03-03-04/4/348, № 03-03-01-04/1/288, № 03-03-01-04/1/174, № 03-03-01-04/4/15).

    Бывает, что в договоре лизинга не указывают такую составляющую, как выкупная стоимость. Специалисты Минфина считают, что в этом случае всю сумму лизинговых платежей придется включать в первоначальную стоимость имущества. А затем, после перехода права собственности, относить на расходы через амортизацию.

    Но компании могут оспорить данную позицию. Так как Налоговый кодекс не содержит никаких оговорок насчет выкупной цены. Подпункт 10 п. 1 ст. 264 НК гласит, «лизинговые платежи в полном объеме включаются в прочие расходы». Исключение существует только для начисленной лизингополучателем амортизации. Также, законодатели предусмотрели особый порядок формирования стоимости амортизируемого имущества при лизинге (абз. 3 п. 1 ст. 257 НК). В первоначальную стоимость такого имущества «включают расходы лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования». Это значит, что для лизингодателя и лизингополучателя первоначальная стоимость имущества в целях налогового учета отличаться не будет. Таким образом, если лизингодатель полностью самортизирует имущество к моменту окончания договора, то он передаст его лизингополучателю с остаточной стоимостью равной нулю. Если у лизингодателя имущество полностью не самортизируется, то оно передается по остаточной (несамортизируемой) стоимости, и именно данная часть будет списываться в расходы у лизингополучателя через амортизацию. Следовательно, если фирма будет накапливать выкупную стоимость, то она её не сможет списать, так как амортизация у нее начисляться уже не будет.

    Таким образом, можно сделать вывод, что лизинговый платеж делить не нужно, а следует его в полном объеме относить на прочие расходы. Но, скорее всего, доказывать эту точку зрения фирмам придется в суде. К сожалению, судебная практика по этому вопросу ещё не сформирована.

    Получив в банке кредит, фирма приобретает необходимое имущество. Налог на прибыль кредит не увеличивает (подпункт 10 пункта 1 статьи 251 НК РФ). Но проценты по кредиту можно отнести к внереализационным расходам (п. 1 ст. 269 НК). Осуществить это можно только в пределах норм двумя способами.

    Первый заключается в сравнении ставки текущего кредита фирмы со ставками аналогичных кредитов, полученных «на сопоставимых условиях» (абз. 2 п. 1 ст. 269 НК). При этом сопоставляемые кредиты должны быть получены в одном периоде, в одинаковой валюте, на равные сроки и под схожее обеспечение. Списывают на расходы проценты в пределах ставки, которая может отклоняться от среднего уровня не более чем на 20 процентов.

    В случае если аналогичных займов не было, то по рублевым кредитам рассчитывают размер допустимого процента. Он зависит от ставки рефинансирования Банка России (сейчас она составляет 13% годовых), увеличенной в 1,1 раза. Получается, что в настоящее время эта величина, уменьшающая облагаемую прибыль, равна 14,3 процента (13% х 1,1). По кредитам в иностранной валюте предел учитываемой при налогообложении ставки составляет 15 процентов (абз. 4 п. 1 ст. 269 НК). Этот способ можно применять также в том случае, если допустимый процент по первому варианту рассчитывать невыгодно или затруднительно.

    К имуществу, учитывающемуся на балансе предприятия, можно применить коэффициенты ускоренной амортизации 3 (п. 7 ст. 259 НК).

    Но стоит учитывать, что для амортизации легковых автомобилей стоимостью свыше 300 тысяч рублей и микроавтобусов стоимостью свыше 400 тысяч рублей в налоговом учете придется использовать понижающий коэффициент 0,5 (п. 9 ст. 259 НК). Таким образом, общий максимальный коэффициент ускорения по такому имуществу будет равен 1,5 (письмо УФНС по г. Москве № 26–12/74942). Также необходимо указать метод расчета амортизации в учетной политике по налоговому учету.

    После приобретения имущества и постановке его на учет, фирма начисляет амортизацию по нему в обычном порядке (ст. 259 НК).

    Так как лизинговые платежи включают в себя НДС, то в дальнейшем компания может зачесть его из бюджета (ст. 171, 172 НК). Вся сумма НДС, которую лизингополучатель в результате заплатит в составе лизинговых платежей и потом зачтет, всегда будет больше, чем НДС, уплаченный в составе стоимости оборудования при покупке в кредит. Так как при лизинге в базу для расчета этого налога входят, и стоимость имущества, и услуги лизингодателя.

    Минфин в своих письмах № 03-04-11/203, № 03-03-01-04 /1/128 прямо указал, что НДС по лизинговым платежам можно принимать к вычету в полном объеме.

    В судебной практике были случаи, когда налоговики делили лизинговый платеж на плату за аренду имущества и выкупную стоимость имущества, и НДС по выкупной стоимости не разрешали сразу брать к зачету. Налоговые органы настаивали, что такой НДС можно принять к вычету только после перехода к лизингополучателю права собственности на оборудование.

    Арбитры не согласились с такой позицией и признали, что лизинговый платеж по одному договору — это единый платеж. Поэтому лизингополучатель может полностью зачесть НДС по лизинговому платежу (постановления ФАС Северо-Западного округа № А52/6733/2004/2, ФАС Поволжского округа № А55-14497/04–30, ФАС Западно-Сибирского округа № Ф04/3420–356/ А67).

    Кредитные деньги полученные от банка, НДС не облагаются (подп. 3 п. 3 ст. 149 НК). Сумму налога, предъявленную поставщиком имущества, можно принять к вычету (п. 1 ст. 171 НК) — соответственно, после того, как оборудование будет принято на учет и фирма получит от поставщика счет-фактуру (ст. 172 НК).

    В случае если имущество находится на балансе у лизингодателя, компания лизингополучатель избегает уплаты налога на имущество. Налогом на имущество облагается только стоимость основных средств (ст. 374 НК). Об этом также говорит Минфин в письме № 03-06-01-04/125.

    Если лизингополучатель впоследствии выкупает имущество, то к моменту перехода права собственности на него оно уже может быть полностью самортизировано (поскольку применяется ускоренный коэффициент). В этом случае базы по налогу на имущество у фирмы тоже не возникнет.

    Так как фирма приобретает имущество в собственность, то основные средства отражают на счете 01 и перечисляют налог на имущество (ст. 375 НК).

    Льготный лизинг в 2018 году

    Российские автомобилисты могут обновить свой автомобиль, используя программу льготного лизинга. В 2018 году программа льготного лизинга распространена на все категории транспортных средств.

    Минпромторг в 2018 году предлагает россиянам различные льготные условия для приобретения автомобилей в лизинг. Ведомство разработало несколько видов программ для представителей малого и среднего бизнеса, сельхозпроизводителей и индивидуальных предпринимателей в других сферах бизнеса: «Российский тягач», «Российский фермер», «Свое дело». Кроме того, льготным лизингом с осени 2017 года могут воспользоваться и обычные граждане для покупки легковых машин.

    Лизинг автомобиля, напомним, представляет собой форму финансовой аренды транспортного средства, при которой клиент в течение оговоренного договором срока выплачивает равными долями сумму, равную разнице между первоначальной и остаточной ценой машины. Собственником автомобиля при этом остается лизинговая компания, а клиент получает право пользования им. По истечении срока договора автомобиль либо возвращается собственнику, либо выкупается по остаточной стоимости.

    Льготные условия лизинга состоят в том, что при покупке транспортного средства предоставляется скидка в размере 10-12,5% от стоимости автомобиля: эта сумма субсидируется государством. Скидка зависит от того, по какой программе приобретается автомобиль.

    Гражданам РФ предоставляется 10-процентная скидка при оформлении лизингового договора на покупку машины при условии, если она выпущена российскими автопроизводителями (все программы Минпромторга направлены на поддержку отечественного автопрома). Еще одно ограничение: сумма скидки не может превышать 500 тыс. рублей. Программа действует с 1 октября 2017 года.

    Программа призвана стимулировать покупку и производство автомобилей-тягачей на территории РФ. Приобретая транспортное средство по этой программе, можно рассчитывать на скидку в 12,5% при авансовом платеже. Размер скидки в этом случае не должен превышать 625 тыс. руб.

    Программа распространяется на сельхозпроизводителей: покупатель при оформлении договора должен предоставить справку, подтверждающую вид деятельности (выписку из ЕГРЮЛ, указывающую код деятельности предприятия или фермера). Скидка при первоначальном взносе также составляет 12,5% к стоимости автотехники.

    По этой программе можно приобрести любой отечественный коммерческий автомобиль 2017-18 года выпуска: Газель NEXT и ГАЗон Next различных модификаций, ГАЗ 3302, 3309, 330202, 33086 Земляк, 3221 (микроавтобус), 2705, 22171 («Соболь»), 2217 («Соболь-Баргузин»), 2705, 2752, САЗ 35071 (самосвал). Кроме того, по условиям «Российского фермера» государственную субсидию можно получить и на легковушку.

    Программа действует с июля 2017 года и направлена на поддержку малого и среднего бизнеса. Ее участниками могут стать юрлица и индивидуальные предприниматели, что должно быть подтверждено соответствующими документами (письмо-заявление с печатью организации и выписка из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства). Скидка — 12,5% на любые транспортные средства отечественного производства, но не более 625 тыс. руб.

    Программа льготного лизинга будет действовать в течение всего 2018 года. В программе льготного лизинга участвуют более 60 лизинговых компаний.

    Субсидия на лизинг в 2018 году

    Программа льготного лизинга Минпромторга в 2018 году расширяется. В лизинг можно будет приобрести легковые автомобили.

    Минпромторг принял решение субсидировать лизинг не только коммерческой техники, но и легковых автомобилей. Программа льготного лизинга, напомним, действует с 1 января 2018 года, она предполагает возможность получения 10-процентной скидки на автомобиль при оформлении договора, но не более 500 тыс. рублей. Однако льготы предоставлялись только на технику коммерческого или сельскохозяйственного назначения. Отныне в перечень субсидируемых транспортных средств вошли и легковушки.

    Льготным лизингом в 2018 году сможет воспользоваться любой желающий – будь то компания, индивидуальный предприниматель или обычный автолюбитель. Условия остаются прежними: машина за счет субсидии, в конечном счете, обойдется на 10% дешевле.

    Оформить автомобиль в лизинг достаточно просто: выбрав приглянувшуюся машину у дилеров, клиент обращается в лизинговую компанию для оформления соответствующего договора. Фирма приобретает машину в собственность, а клиент получает право пользования ею на срок действия договора.

    В договоре указывается первоначальная стоимость автомобиля и остаточная цена: разницу нужно будет погашать ежемесячными платежами. После окончания срока договора клиент либо возвращает машину, либо выкупает ее по остаточной стоимости. Взять в льготный лизинг легковушку можно с 25 октября 2017 года.

    Еще более выгодные условия предлагаются предпринимателям: по госпрограммам «Свое дело» и «Российский Фермер» они также теперь могут купить не только спецтехнику, но легковушки. Скидка к стоимости автомобиля в данном случае составит 12,5%.

    Это значит, что при оформлении договора льготного лизинга легкового автомобиля стоимостью 1 млн. рублей субъектам малого и среднего предпринимательства и сельхозтоваропроизводителям лизинговая организация предоставит единовременную скидку в размере 125 тыс. рублей.

    По программе льготного лизинга с Минпромторгом работает более 60 компаний (их перечень размещен на сайте ведомства).

    Учет лизинга в 2018 году

    Лизинг — вид финансовых услуг, форма кредитования при приобретении основных средств предприятиями.

    По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование.

    Предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя, при этом право владения и пользования предметом лизинга переходит к лизингополучателю в полном объеме, если договором лизинга не установлено иное.

    Порядок бухгалтерского учета операций при лизинге имущества регулируется Указаниями об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утвержденными Приказом Минфина России N 15.

    При этом предмет лизинга по соглашению сторон может учитываться на балансе лизингодателя либо на балансе лизингополучателя.

    В бухгалтерском учете имущество, полученное по договору лизинга, принимается к учету как объект ОС.

    Его первоначальная стоимость равна сумме всех платежей по договору лизинга, в т.ч. выкупной стоимости.

    Для учета операций по договору лизинга следует открыть субсчета к счетам 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств» для учета:

    • авансового платежа, например, 76-лизинг/аванс;
    • общей величины задолженности по договору, например, 76-лизинг/арендные обязательства;
    • текущих платежей, например, 76-лизинг/текущие платежи;
    • выкупной стоимости, уплачиваемой на основании отдельного договора, например, 76-лизинг/выкупная стоимость;
    • лизингового имущества, например, 01-лизинг;
    • амортизации по лизинговому имуществу, например, 02-лизинг.

    center-yf.ru

    Беспочвенные претензии налоговиков: 12 решений в пользу компаний

    Таких возникает немало. Причем беспочвенными их считают не только компании, но и судьи. В качестве подтверждения мы собрали дюжину судебных решений, в которых арбитры однозначно встали на сторону организаций. Несостоятельными были признаны самые разные претензии налоговых инспекций: по вычетам НДС, расходам на сомнительных контрагентов, списанию просроченной «дебиторки», включению имущества в кадастровый перечень, предоставлению документов по запросу, по блокировке счетов, смене налогового режима, наложению штрафа и ряду других. Знание этих прецедентов поможет успешно оспорить аналогичные действия налоговиков.

    ИФНС по результатам камеральной проверки по НДС отказала в возмещении НДС в сумме 4,5 млн рублей.

    Претензии инспекторов вызвал тот факт, что вычеты были заявлены на основании счетов-фактур, выставленных подрядчиками по работам в здании, являющимся объектом культурного наследия. Работы заключались в реставрации здания и приспособлению его для современного использования.

    Между тем в силу пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ они освобождены от обложения НДС.

    Выходит, что счета-фактуры с выделенными суммами НДС не соответствуют п. 5 ст. 169 НК РФ, а потому не могут являться основанием для применения налоговых вычетов.

    Компания с этим не согласилась и обратила внимание суда на существование в Кодексе п. 5 ст. 173.

    Согласно данной норме, если поставщик или подрядчик выставляет поставщику или заказчику счет-фактуру с выделенной в нем суммой НДС, он должен уплатить ее в бюджет, даже если была реализована не облагаемая данным налогом операция.

    Конституционный Суд РФ в Постановлении от 03.06.2014 № 17-П разъяснил, что из этого следует возникновение у покупателей и заказчиков зеркального права принять к вычету налог, уплаченный поставщику (подрядчику) по такому счету-фактуре.

    Верховный Суд РФ согласился, что с учетом этих доводов лишение компании вычетов безосновательно.
    Поскольку она приобрела у подрядных организаций названные работы и получила от них счета-фактуры с выделением суммы НДС, то она была вправе применить соответствующие налоговые вычеты, а подрядчики, в свою очередь, обязаны были уплатить НДС в бюджет.

    ИФНС доначислила компании 3,6 млн рублей по налогу на прибыль плюс пени и штраф.

    Объектом претензий налоговиков стало списание на расходы по налогу на прибыль затрат по взаимоотношениям с тремя субподрядчиками. Инспекторы заявили, что компания создала формальный документооборот по сделкам с ними в отсутствие реальных хозяйственных операций.

    В обоснование данного вывода инспекция сослалась:

    • на невозможность реального выполнения субподрядчиками спорных работ в связи с отсутствием у них необходимых условий: персонала, основных средств, складов, имущества, транспорта;
    • на тот факт, что представленные компанией первичные документы были подписаны от имени контрагентов неустановленными лицами и содержали недостоверные сведения;
    • на то обстоятельство, что у должностных лиц компании отсутствует какая-либо информация о спорных субподрядчиках и обстоятельствах заключения с ними сделок, что говорит о непроявлении организацией должной степени осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов.
    • Суды признали претензии ИФНС недостаточными для того, чтобы лишить компанию права учесть расходы.

      Главное, что последние были реально понесены и инспекция это даже не оспаривала.

      Из статьи 252 НК РФ следует, что при решении вопроса о возможности принятия расходов в целях исчисления налога на прибыль необходимо исходить из реальности этих расходов, а также из их документального подтверждения.

    • работы, отраженные в документах с названными субподрядчиками, в действительности выполнены и в полном объеме переданы заказчикам, – обратного инспекция не доказала;
    • допрошенные судом в качестве свидетелей лица, выполнявшие работы на объекте строительства, также подтвердили выполнение работ субподрядными организациями;
    • инспекция за исключением ссылки на информацию от заказчиков не привела в своем решении ни одного доказательства выполнения компанией всего объема спорных работ своими силами, равно как и наличия у нее для этого достаточного числа квалифицированных работников и материальных ресурсов;
    • в решении нет даже расчета производственных и трудовых затрат, необходимых для выполнения указанных работ, а также сведения о штатной численности работников компании, якобы использованных в них.
    • Таким образом, поскольку работы по договорам подряда выполнены субподрядчиками и сданы заказчикам, а инспекцией не представлены доказательства, опровергающие, что компания понесла реальные затраты, то ее налоговые обязательства по этим работам подлежат установлению налоговым органом с учетом понесенных затрат. Поэтому решение ИФНС недействительно.

      Выездная проверка завершилась для компании начислением 36,5 млн рублей НДС и 27 млн рублей налога на прибыль. Плюс соответствующие суммы пеней и штрафов.

      Причиной послужили претензии проверяющих к периоду списания компанией в состав расходов дебиторской задолженности в размере 127 млн рублей: фирма учла эту сумму в 2012 году, в то время как срок исковой давности для взыскания долгов истек в предыдущих налоговых периодах – 2009‒2011 годах. В связи с этим инспекторы пришли к выводу о неправомерности учета указанной суммы при исчислении налога за 2012 год.

      Однако суд поддержал компанию и признал претензии налогового органа несостоятельными.

      Арбитры исходили из того, что сам по себе факт несвоевременного списания безнадежной задолженности в более позднем налоговом периоде не говорит о наличии недоимки.

      Ведь по общему правилу, закрепленному в абз. 2 п. 1 ст. 54 НК РФ, налогоплательщик вправе исправить допущенную им ошибку в исчислении налоговой базы прошлого налогового или отчетного периода в том налоговом периоде, в котором он ее выявил.

      Наряду с данным правилом в абз. 3 той же нормы установлено право налогоплательщика произвести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором ошибки (искажения) были выявлены, если они привели к излишней уплате налога.

      В последнем случае ошибка в определении налоговой базы и суммы налога не приводит к нарушению интересов казны. Соответственно, исправление такого искажения не посредством подачи уточненной декларации за предыдущий налоговый период, а посредством отражения исправленных сведений в текущей налоговой декларации признается допустимым.

      Таким образом, ошибка в налоговом учете, выразившаяся в несвоевременном отнесении безнадежной к взысканию задолженности в состав расходов, могла быть исправлена, в том числе путем отражения рассматриваемых расходов в регистрах налогового учета в налоговом периоде 2012 года, что фактически и было сделано налогоплательщиком.

      Инспекция же, установив факт несвоевременного признания расходов в 2012 году, должна была учесть их за соответствующий налоговый период, охваченный налоговой проверкой, – 2010‒2011 годы, а не отказывать в учете данных расходов как таковых.

      Следовательно, основания для доначисления налога на прибыль за 2012 год у ИФНС отсутствовали.

      Московские власти включили принадлежащее ФГУП здание в перечень объектов, облагаемых налогом на имущество по кадастровой стоимости. Дело в том, что, по их мнению, более 20 процентов общей площади помещений используется для размещения офисов.

      Учреждение с этим категорически не согласилось и обратилось в суд.

      Там выяснилось, что каких-либо доказательств, подтверждающих правомерность включения в здания в этот перечень, у столичных властей нет.

      Документальным поводом занести его в список послужил акт, составленный госинспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.

      Однако он был составлен лишь на основании:

      а) внешнего осмотра здания;

      б) с учетом технической документации.

      Что касается осмотра, то на фотографиях был запечатлен фасад здания, на котором отсутствовали какие-либо рекламные вывески и указатели, что не давало оснований полагать, что в здании размещены офисы.

      Что касается техдокументации, то на экспликации к поэтажному плану были обозначены такие помещения, как «кабинет» и «лаборатория». Их площадь составляла 31 процент здания. Данные помещения инспекторы и посчитали «офисными помещениями и сопутствующей инфраструктурой».

      Но оснований для таких выводов без осмотра помещений не было. При этом в акте не было отмечено, что кто-либо чинил сотрудникам госинспекции препятствия для доступа в здание и осмотра нежилых помещений в нем и определения, в каком качестве они реально используются.

      По смыслу же ст. 378.2 НК РФ помещения в здании, занятые службами, вовлеченными в производственный процесс, не являются офисами, наличие которых относит здания к объектам недвижимости, налоговая база которых исчисляется из их кадастровой стоимости.

      Таким образом, спорное здание было включено в «кадастровый» перечень незаконно, поскольку 100 процентов общей площади здания, как и предназначено, использовалось для государственной деятельности.

      Инспекция потребовала от компании перечислить 368 тыс. рублей НДФЛ, не удержанного с единовременных выплат четырем работникам при их увольнении по соглашению сторон.

      Свои претензии налоговики объяснили очень просто: в п. 3 ст. 217 НК РФ сказано, что от налога освобождены все виды компенсационных выплат, установленных действующим законодательством.

      Выплаты при увольнении по соглашению сторон законодательством не установлены. Это исключительно инициатива компании. Значит, под освобождение от налога эти выплаты не подпадают.

      Однако ВС РФ признал подход ИФНС в корне ошибочным.

      Выходные пособия как отдельный вид компенсаций в сфере труда установлены законодательством – ст. 178 ТК РФ. В ней предусмотрен ряд случаев выплаты выходного пособия, например, при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации.

      В последнем абзаце указанной статьи допускается возможность конкретизации случаев выплаты выходных пособий и их размеров в договорном порядке.

      Таким образом, законодатель не преследовал цели дифференциации случаев выплаты таких компенсаций в зависимости от основания их увольнения. Напротив, он исходил из необходимости защиты работников от временной потери дохода в максимально большем числе случаев, что включает в себя освобождение от налогообложения выплат и при увольнении сотрудников по соглашению сторон.

      Следовательно, определение конкретных случаев выплаты выходного пособия в результате соглашения, достигнутого между работодателем и работником, не исключает эти компенсационные выплаты из сферы законодательного установления и не означает, что на данные компенсации не распространяется освобождение от НДФЛ, предусмотренное п. 3 ст. 217 НК РФ.

      Распространяется. Поэтому претензии ИФНС несостоятельны.

      аналогичная позиция высказана в Определении ВС РФ от 20.12.2016 № 304-КГ16-12189.

      С компенсациями при увольнении по соглашению сторон связан еще один вопрос: можно ли учитывать их в расходах по налогу на прибыль? И если да, то в каком размере?

      Выгодный компаниям ответ на эти вопросы дан в Определении Верховного Суда РФ от 22.11.2017 № 305-КГ17-10287. В нем судьи пришли к выводу, что если размер компенсаций каждому работнику не превышает 6 (работницам, находящимся в декрете – 8) среднемесячных заработков, то это никакие не «золотые парашюты», а расходы, сопоставимые с обычными расходами работодателя при ликвидации компании или сокращении штата. Поэтому компенсации в таких размерах можно учесть в расходах на оплату труда.

      В ходе проведения выездной налоговой проверки компании было выставлено требование от 17.02.2015 о представлении в срок до 04.03.2015 документов в количестве 2 289 штук.

      Ввиду столь значительного объема документации, а также учитывая незначительную численность работников общества, имеющих доступ к бухгалтерской документации (трех сотрудников), компания обратилась с ходатайством о продлении срока предоставления документов.

      Оно было удовлетворено, и срок продлили до 19.03.2015.

      Однако собрать всю документацию и к данному сроку организация не успела, за что была оштрафована по ч. 1 ст. 126 НК РФ на 458 тыс. рублей.

      Компания посчитала санкции несправедливыми и в иске в суд обратила внимание на следующее:

    • это было уже не первое требование инспекции в рамках данной проверки;
    • по выставленным требованиям документы налоговому органу были представлены;
    • значительная часть этого требования направлена на истребование той же самой информации;
    • Принимая во внимание изложенное, суды пришли к выводу о том, что нарушение сроков представления документов было вызвано объективной невозможностью выполнения требования налогового органа в установленный срок, в связи с чем оснований для привлечения компании к ответственности у инспекции не имелось.

      Кроме того, суды учли, что исходя из анализа п. 1 ст. 126 НК РФ ответственность по данной статье наступает за непредставление тех документов, которые предусмотрены Кодексом или иными актами о налогах и сборах в качестве необходимых для исчисления и уплаты налогов.

      Между тем в данном случае значительная часть документов, на непредставление которых инспекция ссылалась, к необходимым для исчисления и уплаты налогов, не относилась.

      необоснованными являются также претензии налоговиков, если они требуют документы, не зная их точного количества, но в случае их непредставления накладывают штраф исходя из приблизительного количества.

      Судьи признали эту практику незаконной. Они указали, что ИФНС не вправе определять размера штрафа, если не уверена и может лишь предполагать о наличии у налогоплательщика хотя бы одного документа из числа запрошенных. Таким образом, был отменен штраф в размере 140 тыс. рублей.

      Доводы инспекции о том, что на момент выставления требования о представлении документов она располагала только представленными компанией декларациями, содержащими исключительно числовые данные, соответственно, была лишена возможности определить число документов, которыми эти данные подтверждаются, а также точные реквизиты указанных документов, был признан судами несостоятельным (Определение Верховного Суда РФ от 04.02.2016 № 302-КГ15-19180).

      Организация подала декларацию по налогу на имущество, указав в ней пониженную налоговую ставку в отношении линий энергопередачи (п. 3 ст. 380 НК РФ).

      ИФНС при проведении камеральной проверки выставила требование о предоставлении документов. По мнению инспекторов, дифференцированная ставка представляет собой льготу, право на применение которой необходимо подтвердить.

      Компания представила пояснения о том, что отказывается представлять документацию, поскольку пониженная ставка не является льготой, поэтому подтверждать право на ее применение в рамках камеральной проверки не требуется.

      Тогда ИФНС оштрафовала компанию по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление документов.

      Суды сочли претензии инспекции необоснованными нормами НК РФ и отменили штраф, пояснив следующее.

      Из положений ст. 17, 23, 31, 56, 88 НК РФ вытекает, что, в отличие от налоговой льготы, от применения которой налогоплательщик вправе отказаться, изменить подлежащий применению размер налоговой ставки в большую или меньшую сторону налогоплательщик не вправе.

      То же самое следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 15.05.2007 № 372-О-П: выбор конкретной ставки, в отличие от налоговой льготы, не может быть обусловлен волеизъявлением налогоплательщика.

      Таким образом, любая установленная НК РФ налоговая ставка – это обязательный элемент налогообложения, который подлежит безусловному применению.

      Следовательно, она не является налоговой льготой в смысле ст. 17 и 56 НК РФ и не обуславливает возможность истребования налоговым органом на основании п. 6 ст. 88 НК РФ дополнительных документов у налогоплательщика в подтверждение обоснованности ее применения.

      изложенная позиция суд поддержана на уровне высшей судебной инстанции.

      В пункте 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 применительно к НДС указано, что действие п. 6 ст. 88 НК РФ о праве налоговиков истребовать при проведении камеральной проверки документы, подтверждающие право на налоговые льготы, не распространяется на операции, не являющиеся объектом налогообложения или освобождаемые от налогообложения, когда такое освобождение не имеет своей целью предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций.

      Компания подала декларацию по налогу на имущество с суммой к уплате в размере 281 тыс. рублей. Данная сумма была перечислена в бюджет.

      ИФНС по результатам проверки отчетности выявила, что налог был занижен на 4,7 млн рублей, так как организация неверно определила налоговую базу: взяла для расчета среднегодовую, в то время как ее здание включено в кадастровый перечень. В связи с этим компании выписали штраф по ст. 122 НК РФ в размере 934 тыс. рублей.

      Компания согласилась с ошибкой и подала уточненную декларацию, пересчитав в ней налог по кадастровой стоимости и уплатив его.

      При этом со штрафом компания не согласилась. По ее мнению, претензии налоговиков в неуплате налога лишены оснований, поскольку со стороны организации имело место нарушения порядка исчисления налога. При этом сумма, указанная в декларации, была полностью перечислена в бюджет. А затем при корректировке декларации налог был доплачен.

      Судьи поддержали организацию, указав, что положения п. 1 ст. 122 НК РФ действительно были применены налоговой инспекцией неправильно.

      Согласно буквальному изложению данной нормы основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности в виде штрафа является неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).

      В соответствии с правовой позицией ВАС РФ, изложенной в п. 19 Постановления Пленума от 30.07.2013 № 57, при применении данной нормы следует исходить из того, что бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в неперечислении в бюджет указанной в налоговой декларации или налоговом уведомлении суммы налога, не образует состава правонарушения по этой статье.

      Таким образом, при неполной уплате либо неуплате налога на момент подачи налоговой декларации организация не может быть привлечена к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ.

      В данном случае допущенная обществом ошибка в определении налоговой базы по налогу на имущество не повлекла за собой возникновение недоимки и, следовательно, основания для привлечения компании к ответственности у ИФНС отсутствовали.

      ИФНС приостанавливала операции компании по счетам из-за не представленных вовремя деклараций по налогу на прибыль за I квартал и полугодие.

      Компания не согласилась с тем, что в таких ситуациях у ИФНС есть право блокировать счет. В соответствии с п. 17 и 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 инспекция не может принимать решения по ст. 76 НК РФ в связи с непредставлением квартальных и полугодовых деклараций (расчетов) по налогу на прибыль, так как они по существу представляют собой не налоговые декларации, а расчеты авансовых платежей.

      В связи с этим компания обратилась в суд с требованием признать решения ИФНС о приостановлении операций по счетам недействительными, а также взыскать с инспекции причиненные ей убытки в размере около полумиллиона рублей.

      Судьи согласились с организацией.

      В пункте 17 названного постановления действительно разъяснено, что из положений п. 3 ст. 58 НК РФ вытекают существенные различия между налогом и авансовым платежом, то есть предварительным платежом по налогу, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода.

      Соответственно, из взаимосвязанного толкования указанной нормы и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов – налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода.

      В связи с этим ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части второй НК РФ.

      В связи с тем, что квартальные (полугодовые) расчеты по налогу на прибыль не входят в перечень документов, приведенный в п. 3 ст. 76 НК РФ, нарушение налогоплательщиком сроков их представления не порождает право ИФНС на приостановление операций по счетам в банке.

      Таким образом, решения инспекции о приостановлении операций по счетам были приняты незаконно (в части взыскания убытков дело было направлено на пересмотр).

      выводы из этого решения были включены в письмо ФНС РФ от 17.04.2017 № СА-4-7/7288@ «О направлении для использования в работе обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в I квартале 2017 года, принятых по вопросам налогообложения».

      ИФНС заблокировала счет компании после того, как не дождалась от нее декларации по УСН за 2015 год.

      По мнению инспекции, фирма обязана была ее подать, поскольку при регистрации в феврале 2015 года подала уведомление о переходе на данный спецрежим. Более того, она запросила в ИФНС и получила от нее подтверждение о праве применять УСН.

      Однако по факту компания в течение года применяла общий режим налогообложения:

    • подавала декларации по НДС за I‒IV кварталы 2015 года;
    • подавала декларации по налогу на прибыль за I квартал, полугодие, 9 месяцев и годовую;
    • подавала бухгалтерский баланс за 2015 год;
    • уплачивала налоги по общей системе налогообложения.
    • Налоговые декларации инспекцией были приняты, решения по ним не вынесены.

      С учетом данных обстоятельств суды пришли к следующим выводам.

      В соответствии с п. 6 ст. 346.13 НК РФ налогоплательщик, применяющий УСН, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.

      Вместе с тем если налогоплательщик не соблюдает эту норму, то это не является основанием для признания незаконным применения им общей системы налогообложения. НК РФ таких последствий нарушения п. 6 ст. 346.13 НК РФ не предусматривает.

      Напротив, в соответствии с Кодексом переход налогоплательщиков на УСН и на возврат к иным режимам налогообложения носит добровольный характер. Поэтому в случае несоблюдения условий перехода с УСН на общий режим у инспекции не имеется оснований выносить решение об отказе в таком переходе.

      Кроме того, повторное начисление единого налога по УСН на объекты, на которые уже начислен налог по иной системе налогообложения, НК РФ не предусмотрено.

      Таким образом, обязанность представлять декларацию по УСН за 2015 год суд у компании отсутствовала. Поэтому оснований для блокировки счета у ИФНС не имелось.

      Документ включен в СПС «Консультант Плюс»

      В ходе выездной проверки инспекция обнаружила, что компания не поставила на учет несколько своих обособленных подразделений. За это на нее был наложен штраф по п. 2 ст. 116 НК РФ в размере около 12 млн рублей.

      Суд счел действия налоговиков незаконными.

      Арбитры объяснили, что взаимосвязанные положения пп. 2 п. 1 и пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ позволяют сделать вывод о том, что законодатель различает:

      а) обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговых органах;

      б) обязанность сообщить в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях.

      Встать на учет компания должна только по месту своего нахождения.

      О создании обособленных подразделений компания должна только проинформировать налоговый орган. Он, в свою очередь, на основании полученного сообщения обязан самостоятельно поставить их на налоговый учет.

      Если компания не направила в инспекцию такое сообщение, на нее может быть наложен штраф по ст. 126 НК РФ: непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, – штраф 200 рублей.

      Пункт 2 ст. 116 НК РФ в данном случае неприменим. Тем более, что эта норма предусматривает изъятие соответствующей части дохода у организации или ИП, что сопряжено с отсутствием у ИФНС возможности идентифицировать налогоплательщика в рамках налогового контроля и, соответственно, определить, какие налоги и в каком размере он должен уплатить в связи с ведением сокрытой от налогообложения деятельности.

      В рассматриваемом же случае компания не скрывает от инспекции наличие у нее обособленных подразделений.

      несколькими месяцами ранее аналогичная позиция была изложена в Определении Верховного Суда РФ от 26.06.2017 № 303-КГ17-2377.

      ИФНС отказалась признавать, что бизнесмен заплатил налог в сумме 258 тыс. рублей.

      Претензии налоговиков вызвал тот факт, что из-за отзыва лицензии у банка деньги в бюджет не поступили.

      При этом предприниматель сдал платежные поручения за 3 недели до этого события.

      Однако, по мнению инспекции, он должен был знать о том, что банк уже в то время испытывал трудности. Информация об этом была размещена в сети Интернет. В частности, такие публикации были на специализированном сайте Банки.ру.

      Судьи сочли аргументы инспекции неубедительными и признали налог уплаченным.

      ВС РФ отметил, что обязанность по уплате налога может признаваться неисполненной только в том случае, если к моменту предъявления соответствующего платежного поручения плательщик знал (не мог не знать) о неспособности кредитного учреждения обеспечить перечисление налогов в бюджет.

      Об этом факте налогоплательщику – владельцу банковского счета должны свидетельствовать (либо-либо):

      1. Прямые доказательства его осведомленности.

      Например, наличие ранее не исполненных банком платежных поручений клиента.

      2. Достаточная совокупность косвенных доказательств.

      Прежде всего это не получившее разумного объяснения несоответствие поведения налогоплательщика при направлении платежных поручений его собственному предшествующему поведению при перечислении налогов и поведению любого иного плательщика, ожидаемому в сравнимой ситуации:

    • формирование остатка денежных средств на счете путем совершения внутрибанковских операций, не являвшихся обычными для налогоплательщика;
    • направление имевшихся на счете клиента денежных средств только на уплату налогов при одновременном осуществлении расчетов с иными кредиторами через счет в другом банке и т.п.
    • Само же по себе высказывание в узкоспециализированных СМИ, не направленных на массового потребителя (в данном случае на интернет-портале Банки.ру), предположений о техническом сбое в работе банка, при отсутствии ограничений на проведение платежей в банке со стороны органа банковского надзора и при отсутствии иной информации о проведении контрольных мероприятий в банке, не может служить основанием для вывода о недобросовестности налогоплательщика.

      Ведь клиенты кредитной организации, не являющиеся профессиональными участниками банковского сектора, как правило, не имеют сведений о возникновении проблем в банковском учреждении до того, как проблема приобрела общеизвестный характер.

      Именно по причине того, что такие субъекты не являются профессиональными участниками банковского сектора, возложение на них бремени отслеживания неофициальной, не ставшей общеизвестной информации о проблемах в банковском учреждении, необоснованно.

      В данном случае:

    • счет в том банке у ИП был открыт с 2004 года и являлся единственным;
    • по данному счету совершалось большое число операций, помимо уплаты налогов;
    • при предъявлении платежных поручений картотека неисполненных распоряжений ИП о перечислении средств с его счета отсутствовала. Напротив, средства, использованные им при перечислении спорных сумм налога, поступили на его счет за 5 дней до этого от контрагента в качестве оплаты за выполненные работы, то есть они прошли через корреспондентский счет банка;
    • на момент предъявления спорных платежек Банк России не принял меры по отзыву лицензии у банка, в связи с чем ИП был вправе исходить из того, что банк находится в платежеспособном состоянии и будет в состоянии обеспечить перечисление средств в бюджет.

    В свою очередь, ИФНС не представила доказательства осведомленности ИП о наличии у банка каких-либо трудностей при проведении расчетов по налогам и недобросовестном поведении бизнесмена.

    Таким образом, его обязанность по уплате налога следует признать исполненной, – подытожили судьи.

    www.v2b.ru

    Это интересно:

    • Английский клуб правила главная - Детский клуб развивающий центр "Май" на Коломенской Весь июль и август в нашем клубе открыт замечательный мини-садик для детей от 1,5 до 7 лет! С понедельника по […]
    • Правило деления чисел на 3 Округление чисел Числа округляют, когда полная точность не нужна или невозможна. Округлить число до определенной цифры (знака), значит заменить его близким по значению числом с нулями на конце. Натуральные числа […]
    • Налог усн 6 в 2018 году УСН-доходы в 2018 году (6 процентов): что нужно знать? Отправить на почту УСН-доходы 2018 года в части основных правил применения не отличается от порядка предшествующих лет. Рассмотрим подробнее эти правила для УСН […]
    • Уплата ндфл адвокатом Налоговый агент по НДФЛ: кто является, обязанности и КБК Отправить на почту Налоговый агент по НДФЛ — лицо, являющееся источником выплаты доходов налогоплательщику (п. 1 ст. 226 НК РФ). Налоговые агенты по НДФЛ обязаны […]
    • Время работы арбитражных судов Арбитражный суд Краснодарского края Внимание участников процесса Поздравление председателя Арбитражного суда Краснодарского края с Днем России Справочная информация: Канцелярия суда: Маршруты и виды транспорта: […]
    • Пособия на 3 ребенка в 2018 году в калуге Выплаты из материнского капитала в 2018 году за 2 ребенка Президентом Владимиром Путиным 28 декабря 2017 года подписан новый закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», он вступит в силу уже с 1 января 2018 […]