Правила дон жуана

Дон Жуан (правильнее Дон Хуан, также встречается Дон Джованни и Дон Гуан; Шаблон:Lang-es, Шаблон:Lang-it) — легендарный испанец, распутник и беззаконник. Персонаж многих художественных произведений (около 150).

Содержание

Прототип Править

Прототипом легендарного дона Жуана считается представитель одного из аристократических севильских родов по имени дон Хуан Тенорио. Его смелые любовные и дуэльные похождения, остававшиеся безнаказанными благодаря участию в них близкого друга, короля Кастилии Педро I (1350—1369), долго наводили ужас на всю Севилью, пока убийство Хуаном командора дона Гонзаго не положило конец терпению. Предаваясь вместе с королем распутству и насилиям, дон Хуан похитил дочь командора де Ульоа, убив его самого. Правосудие бездействовало, и монахи-францисканцы решили сами наказать его. От имени молодой и красивой женщины они назначили ему свидание поздно ночью, в церкви, где был похоронен командор, убили его и распустили слух, что он низвергнут в ад статуей.

К этой легенде впоследствии примешали другую, также севильскую, главным героем которой является дон Мигель де Манара, который продал душу свою дьяволу, но после раскаялся и поступил в монастырь. Другой персонаж испанской лирики — Гомес Ариас.

Рыцарские сказания и средневековая народная поэзия выдвигают целый ряд других лиц, также руководимых в своих действиях жаждой к чувственным удовольствиям, также безумно отважных и безнравственных. Обри Бургундец (Шаблон:Lang-fr), Роберт Дьявол (Robert le Diable), сказание о котором более других сходится с главными чертами легенды о доне Хуане, и др. дали общие очертания этого типа, которые в каждой стране могли прилагаться к наиболее выдававшимся своей безнравственностью и удалью искателям приключений.

С течением времени тип изменяется, по мере смягчения нравов; резкие черты характера, грубость приёмов предшественников Дон Жуана постепенно заменяются более привлекательными качествами, и наконец герой севильской легенды облекается в обаятельную форму, ставшую причиной его популярности.

Характер Править

Дон Жуан — гордый испанский аристократ. Он сластолюбец, посвятивший жизнь поискам чувственных наслаждений. Он с удовольствием нарушает моральные и религиозные нормы — например, соблазняет монахинь (в условиях католической Испании особенно крамольное действие). Одним из существеннейших элементов в наслаждении для него является момент утверждения своего господства, момент борьбы с препятствиями, стоящими на пути.

Разработка образа дона Жуана показывает специфику его поведения — он переходит от женщины к женщине, соблазняя их и разбивая им сердца. Принято отличать тип соблазнителя «дон жуан» от типа «казановы», прототип которого, в отличие от дона Жуана, оставлял каждую из своих любовниц с приятными воспоминаниями, а не с ненавистью к себе.

Эти поиски иногда трактуются как поиск им «идеальной женщины», дон Жуан — мечтатель. Например, у Мюссе он всю жизнь стремится к идеалу женщины, вложенному в него Богом. Он жертвует гением и славой, он по-настоящему любит и любим и все же переходит от женщины к женщине, в каждой — даже в куртизанке — надеясь найти осуществление своих мечтаний. Напрасно: ни одна женщина, в своём несовершенстве, не соответствует его идеалу.

А в произведении Ленау чувственность уже приобретает патологический оттенок, а сам дон Жуан — неврастенические черты. Он тоскует по женщине, которая, являясь олицетворением женственности, дала бы ему возможность удовлетворить своё стремление к обладанию всеми женщинами. Это уже не физический, а духовный эротизм, которого не удовлетворяют ограниченные возможности тела. Вместе с тем дон Жуан — не хищный сластолюбец. Он — эротик с поэтической душой, склонной к элегическим настроениям. Только через чувственность может он прикоснуться к миру. По его мнению, источник всех вещей — Бог — как исключительно производящая сила пронизывает вселенную. Овладев женщиной, Дон Жуан чувствует себя частицей этой силы.

Поскольку дон Жуан восстает против социальных условностей, авторы очень часто делали его атеистом и заставляли провозглашать антиклерикальные тезисы.

Дон Жуан в литературе Править

Испанская литература Править

Тирсо де Молина Править

Значительный вклад в метаморфозу образа дона Жуана внес Тирсо де Молина (умер 1648), создавший в своей пьесе El burlador de Sevilla у convidado de piedra («Севильский распутник и каменный гость») тот причудливый характер, который обошёл потом весь мир.

Сюжетом пьесы послужила подлинная история Хуана Тенорио, жившего во времена кастильского короля Педро I Жестокого.

В пьесе де Молина дон Жуан, после ряда любовных приключений, пробирается под видом своего друга, маркиза, к его невесте донне Анне. Обман замечен. Прибежавший на крик отец, командор, убит. Дон Жуан спасается бегством, во время которого успевает соблазнить поселянку Аминту. Возвратившись в Севилью, он случайно попадает на могилу командора. Прочитав надпись, грозящую местью убийце, Дон Жуан хватает за бороду статую и приглашает её на ужин. Та является и в свою очередь зовёт дона Жуана к себе. Верный данному слову, дон Жуан приходит на могилу. После адской трапезы оба проваливаются. Заключительная сцена происходит в присутствии короля. Король велит его казнить. Но слуга дона Жуана сообщает, что господина его постигла божья кара.

В пьесе де Молина дон Жуан — соблазнитель («всегда моим величайшим удовольствием было соблазнить женщину и, обесчестив, покинуть её»), которого не столько влечет наслаждение, сколько борьба за подчинение женщины его воле. Лёгкие победы ему безразличны. Хищник и завоеватель, авантюрист и дуэлянт, он наделен всеми свойствами идеального дворянина: красотой, храбростью, чувством чести. Кровь бурно клокочет в его жилах.

Переработка сюжета Править

Всего через три года после издания пьесы Тирсо де Молины Жуан шёл уже со значительным успехом на народных сценах Италии, много выиграв от внесённого в пьесу комического элемента, которым итальянцы хотели смягчить её чрезмерный трагизм. Для сцены El burlador был обработан Джилиберти (1652) в Чиконьини (Il convitato di piedra, 1670). Последний выбросил из пьесы Тирсо все поучительное и мрачное.

Распространение сюжета во Франции Править

Итальянская переделка Джилиберти, более державшегося исп. оригинала, до нас не дошла; но по ней написаны первые пьесы о доне Жуане во Франции, куда сюжет был занесён ок. 1658 г. К этому году относится постановка пьесы Даримона в Лионе, а в следующем году де Вилье переделал её для парижской сцены, где она шла под назв.: Le festin de pierre, ou le fils criminel.

Мольер Править

Мольер, в своей комедии «Дон Жуан, или Каменный пир» (D. J. ou le festin de pierre, поставлена в 1665) впервые лишил героя отличительных особенностей его испанского происхождения и ввёл в пьесу французскую действительность своего времени. Он отбросил внесённый итальянцами комизм и уничтожил клерикальный оттенок, характеризующий пьесу Тирсо.

Корнель Править

После Мольера легенду о доне Жуане обработали:

  • брат известного драматурга Тома Корнель (1677), в переделке которого (в стихах) пьеса шла на французских сценах до новейшего времени,
  • актёр Розимон (взявший для пьесы псевдоним Жан-Батист Дюмениль Шаблон:Lang-fr), перенёсший в своей пьесе Festin de pierre, ou l’athee foudroye («Каменный гость, или Испепелённый атеист», 1669) действие в языческие времена, чтобы герой мог безнаказанно богохульствовать.
  • Другие страны Править

    На английскую сцену дон Жуан перенесён Шадвелем, написавшим трагедию The libertine destroyed (Погибший распутник, 1676).

    В Германии с самого начала XVIII в. шли на народных сценах разные переделки легенды о Д. Жуане. В подобных переделках слуга Дона Жуана часто играл б́ольшую роль, чем он сам. В конце XVII в. заново обработал легенду испанский драматург Самора, а в Италии, несколько позже, Гольдони (D. Giovanni Tenorio, osia: il dissoluto punito).

    Многообразие образов Дон Жуана в XIX веке Править

    Дон Жуан и Фауст Править

    В XIX веке появились многочисленные доны Жуаны — романтики, скептики, пессимисты и даже идеалисты. Близость характеров дона Жуана и Фауста уже с начала XIX века занимает учёных и поэтов. Одним из первых обратил на это внимание немецкий эстетик Розенкранц, анализировавший в «Волшебном маге» Кальдерона одного из первообразов Фауста («Ueber Kalderon’s Tragoedie von wunderthat. Magns», 2 изд. 1832).

    Оба героя — мятежные протестанты против судьбы, оба — одинаковые представители эгоизма и неверия, и если в легенде о Доне Жуане поэтически выразились практический реализм и утонченный сенсуализм, то легенда о Фаусте выдвигает субъективный идеализм и умозрительные наклонности.

    Немецкий драматург Граббе (IX, 467) пытался в своей драме «Don Juan und Faust» связать судьбу обоих героев.

    Дон Жуан Байрона Править

    Ярким примером дона Жуана, созданного нисходящим дворянством, находящемся не на пассионарном пике, а в декадентствующей стадии, является дон Жуан в поэме (1818—1823), носящей его имя, у Байрона. Здесь дон Жуан совершенно пассивен. Развёртывается длинная цепь любовных похождений героя «с замужней доньей Юлией в Испании, с очаровательной Гаидэ на первобытном острове после кораблекрушения, с наложницей турецкого султана в его гареме, с Екатериной II в России… наконец, в светском обществе Лондона… Нигде и никогда он не является в любви агрессивным началом, не он преследует женщину и не он насилует женщину, а его — пассивного, не противодействующего, женщина берет, если к тому представится случай» (Фриче). В эпоху распада феодальной культуры и психики дон Жуан утерял свой хищный облик, стал любителем «мирных наслаждений». Байроновский «Дон Жуан» ничего общего с севильской легендой не имеет, хотя в характерах обоих героев есть некоторые родственные черты.

    Другие произведения Править

    Переделывали легенду о доне Жуане также Ленау, автор неоконченного, но глубокого по замыслу эпического стихотворения «D. Juan» (1851), Гольтей (1834), Визе (1840), Браун фон Браунталь (1842), Фридман («Don Juans letztes Abentener», 1881), Пауль Гейзе, написавший трагедию «Don Juans Ende» (1883), в которой заставляет дожившего до старости героя броситься в кратер Везувия и др.

    Во Франции Александр Дюма обработал легенду о доне Жуане в драме «D. Juan de Marana ou la chute d’un ange» (1836), Проспер Мериме — в повести «Души чистилища»(1834) .

    Превосходную драму «D. Juan» дал датский поэт Гаух. Одна из замечательнейших обработок легенды — драма «D. Juan Tenorio» (1844) Сорильи, которому принадлежит и эпико-лирическая обработка сюжета: «El desafio del diablo» и «Un testigo de Bronce» (1845). Герой Сорильи испытывает истинную любовь и спасает свою душу искренним покаянием.

    Русские авторы Править

    Подобную примиряющую развязку мы видим и в поэме 1862 года «Дон Жуан» Алексея Толстого. К этому произведению написана музыка Эдуардом Направником. Из других русских обработок легенды о доне Жуане известны пьеса 1830 года Александра Пушкина «Каменный гость» и одноимённая опера Александра Даргомыжского, завершённая Цезарем Кюи и Николаем Римским-Корсаковым.

    Дон Жуан в XX веке Править

    Апокрифическое парадоксальное толкование истории Жуана дал Карел Чапек. К этому образу в XX веке обращались и русские (советские) драматурги — Самуил Алёшин («Тогда в Севилье»; 1948), Леонид Жуховицкий («Последняя женщина сеньора Хуана»). Научно-фантастическую версию смерти Дон Жуана дал Александр Иволгин в рассказе «Рукопись Джуанело Турриано» (1972).

    Дон Жуан в опере Править

    Первая опера на сюжет Дона Жуана, l’Empio punito («Наказанный развратник», Рим, 1669 г.), принадлежит перу Алессандро Мелани. Второй музыкальный подход к теме — опера-пастиччо La pravita castigata, представленная в Вене в 1730 г. (музыка нескольких композиторов, в первую очередь — Кальдары). в 1761 г., также в Вене, поставлен балет «Дон Жуан» на музыку Глюка. Немного позже (1777) написал оперу «Дон Жуан» Ригини, за которым следовали Тритто, Альбертини, Керубини и др.

    Боле всего прославился своим «Доном Жуаном» Моцарт, содействовавший всемирной популярности этого персонажа. Либретто к его опере написано Лоренцо да Понте по пьесе Саморы.

    Опера «Convitato di pietra», Гаццаниги, шла с успехом в Риме, Париже и Милане.

    Список произведений Править

    Литература Править

    • Тирсо де Молина. Пьеса «Севильский озорник и каменный гость» (El Burlador de Sevilla у convidado de Piedra, 1630).
    • Джилиберти
    • Даримон
    • Клод Дешан де Вилье. Пьеса Le festin de pierre, ou le fils criminel (1660)
    • Мольер. Пьеса «Дон Жуан, или Каменный пир» (1665)
    • Корнель (1677)
    • Розимон. Пьеса Festin de pierre, ou l’athee foudroye («Каменный гость или испепеленный атеист», 1669)
    • Шадвель. Пьеса The libertine destroyed (Погибший распутник, 1676)
    • Антонио Самора. Пьеса «No hay plazo que no se cumpla, ni deuda que no se pague o Convidado de piedra»
    • Гольдони. Пьеса «Don Giovanni Tenorio, osia: il dissoluto punito» (1760)
    • Э. Т. А. Гофман. «Дон Жуан» (Don Juan. Eine fabelhafte Begebenheit, die sich mit einem reisenden Enthusiasten zugetragen, 1806)
    • Байрон. Поэма «Дон Жуан» (1819—1823)
    • Граббе, Христиан Дитрих. Пьеса «Дон Жуан и Фауст» (Don Juan u. Faust, 1829)
    • Пушкин, Александр Сергеевич. «Каменный гость» (1830)
    • Оноре де Бальзак. «Эликсир долголетия» (1830)
    • А. Мюссе. «Намуна» (1832)
    • Проспер Мериме. «Души чистилища» (1834)
    • Гольтей (1834)
    • А.Дюма «D. Juan de Marana ou la chute d’un ange» (1836)
    • Визе (1840),
    • Браун фон Браунталь (1842)
    • Ленау. Фрагмент незавершенной драматической поэмы «Дон Жуан» (1844)
    • Хосе Соррилья-и-Мораль. «Дон Хуан Тенорио» (Don Juan Tenorio, 1844), «El desafio del diablo» и «Un testigo de Bronce» (1845).
    • Бодлер. Стихотворение «Don Juan aux enfers» (1846)
    • Фридман («Don Juans letztes Abentener», 1881)
    • Пауль Гейзе. Трагедия «Don Juans Ende» (1883)
    • Гаух. Драма «D. Juan»
    • Барбе д’Оревильи. Рассказ «Самая прекрасная любовь дона Жуана» («Дьявольские лики», 1874)
    • Толстой, Алексей Константинович. Поэма «Дон Жуан» (1859)
    • Гийом Аполлинер. Роман «Les exploits d’un jeune Don Juan» (1907)
    • Риттнер «Unterwegs. Ein Don Juan Drama» (1909)
    • Александр Блок. «Шаги командора» (1910—1912)
    • Оскар де Любич-Милош. Драма «Мигель Маньяра» (1911—1912)
    • Николай Гумилев. «Дон Жуан в Египте», одноактная пьеса в стихах
    • Леся Украинка. Драма «Камінний Господар» (1912)
    • Марина Цветаева. «Дон Жуан», цикл стихотворений (1917)
    • Ростан. Драма «La dernière nuit de Don Juan» (1921)
    • Асорин. «Дон Хуан» (1922)
    • Мишель де Гельдерод. «Дон Жуан» (Don Juan, 1928)
    • Готфрид Бенн. Стихотворение «Don Juan gesellte sich zu uns»
    • Эдён фон Хорват. Пьеса «Дон Жуан приходит с войны» (1936)
    • М.Фриш. Пьеса «Дон Жуан, или любовь к геометрии» (1953)
    • Дерек Уолкотт. Пьеса «The Joker of Seville» (1974)
    • Давид Самойлов. «Конец Дон-Жуана», Комедия в стихах (1938); Поэма «Старый Дон-Жуан» (1976)
    • Эдуардо Манет. «Другой Дон-Жуан», драма (1976)
    • Константин Помренин. Поэма «Дон Жуан», (1980—1986)
    • Петер Хандке. Повесть «Don Juan (erzählt von ihm selbst)» (2004)
    • Жозе Сарамаго. Пьеса «Don Giovanni ou O Dissoluto Absolvido» (2005)
    • Анджей Барт. Повесть «Don Juan raz jeszcze» (2006)
    • Роберт Менассе. Роман «Don Juan de La Mancha oder die Erziehung der Lust» (2007)
    • Шмит Э.-Э.. «Последняя любовь Дон Жуана, или Эшафот любви» пьеса совр. фр. драматурга и спектакль Р.Виктюка
    • Лукин Е.. «Там, за Ахероном».
    • Дунаев, Михаил Михайлович. «Дон Жуан. Дон Жуан!». Пьеса поставлена в Московском Театре Русской Драмы п/р М. Щепенко[1]
    • Леонид Жуховицкий «Последняя женщина сеньора Хуана»

      Музыка Править

    • Ле Теллие. Опера (1713)
    • Глюк. Балет «Дон Жуан»(1761)
    • Винченцо Ригини. Опера «Каменный гость» (1777)
    • Тритто. Опера
    • Альбертини. Опера
    • Керубини. Опера
    • Моцарт. Опера «Дон Жуан» по пьесе Саморы.
    • Гаццаниги. Опера «Каменный гость»
    • Даргомыжский. Опера «Каменный гость»
    • Направник — Музыка к поэме «Дон Жуан» А. К. Толстого
    • Рихард Штраус. Симфоническая поэма «Дон Жуан»
    • В мюзикле «Призрак оперы» главный герой, Призрак, сочиняет оперу «Триумф Дон Жуана», несколько арий из которой ставятся на сцене.
    • Мюзикл «Дон Жуан» (2003). Музыка Феликса Грея.
    • Кинематограф Править

    • Don Juan (1908). Реж. Альбер Капеллани
    • Don Juan (1913). В роли дона Жуана — Виллем ван дер Веер
    • Don Juan (1922). В роли дона Жуана — Джозеф Р. Тозер
    • Don Juan (1922). В роли дона Жуана — Ганс Адальберт Шлеттов
    • Дон Жуан и Фауст (1922). Фильм Марселя Л’Эрбье по драме Х. Д. Граббе
    • Don Juan Tenorio (1926). В роли дона Жуана — Фортунино Бонанова
    • Don Juan (1926). В роли дона Жуана — Джон Берримор
    • Частная жизнь дон Жуана (1934). Реж. Александр Корда. В роли дона Жуана — Дуглас Фэрбенкс.
    • Похождения дона Жуана, (1948). В роли дона Жуана — Эррол Флинн
    • Don Juan (1950). В роли — Антонио Вилар.
    • Мужчины думают только об этом (1954) — французская комедия с Луи де Фюнесом. В роли дона Жуана — Жан-Мари Амато.
    • Новый Дон Жуан (1955). Французская комедия с Фернанделем. В роли дона Жуана — Эрно Криза.
    • Око дьявола (1960). Реж. — Ингмар Бергман. В роли дона Жуана — Ярл Кулле.
    • Don Juan revient de guerre (1968). В роли дона Жуана — Жан Рошфор.
    • Дон Жуан в Таллине (1971). По пьесе Самуила Алёшина. В роли дона Жуана — Гунта Виркава.
    • Маленькие трагедии (1979). В роли дона Гуана — Владимир Высоцкий
    • «Дон Жуан» (1979), фильм-опера. Режиссёр — Джозеф Лоузи. В главной роли — Руджеро Раймонди
    • Дон Жуан в преисподней (1991). Фильм Гонсало Суареса. В роли дона Жуана — Фернандо Гильен.
    • Дон Жуан де Марко (1995). В роли дона Жуана — Джонни Депп.
    • Don Juan (1998). Экранизация пьесы Мольера с Эммануэль Беар и Пенелопой Крус. В роли дона Жуана — Жак Вебер
    • Cruel Intentions (1999). Экранизация французского романа Les Liaisons Dangereuses Мольера, написанного Шодерло де Лакло. Жуан представлен молодым аристократом по имени Себастьян — Райан Филипп
    • Dom Juan (2003). Французская экранизация пьесы Мольера. В главной роли — Анджей Северин.
    • Литература Править

      Литература о Дон Жуане весьма обширна.

      Из русских соч. см. особенно статью «Легенда о Доне Жуане» Ал. Веселовского (в «Сев. Вестн.» 1887, январь); затем А. Воронова, «Дон Жуан в испанской литературе» (т. 42 «Совр.» 1846); «Моцартов Дон Жуан» (т. 96 «Б. для Чт.» 1849); Званцева, «Библиография Дон Жуана» («Муз. и театр, вестн.», 1859). Scheible, «Kloster» (т. III, 1846); Picastolle, «D. J. Tenorio» (1883); Armand Hayem, «Le Don Juanisme» (1886); Engel, «Die Don Juansage» (1887).

    • Нусинов И. М., История образа Дон Жуана, в его кн.: История литературного героя, М., 1958
    • Weinstein L., The metamorphoses of Don Juan, Stanford, 1959
    • Saint-Paulien, Don Juan. Mythe et réalité, P., 1967
    • Миф о Дон Жуане/ Сост. В. Багно. — СПб.: Terra Fantastica, Corvus, 2000
    • ru.speedydeletion.wikia.com

      Фильм Страсти Дон Жуана

      Вместе с фильмом «Страсти Дон Жуана» также смотрят

      Съемочная группа

      Знаете ли вы, что

    • Порно сайт, на который заходит герой, реально существует.
    • Джозеф Гордон-Левитт не хотел видеть в главной женской роли никого, кроме Скарлетт Йохансон.
    • Роль Джона вполне мог исполнить друг Джозефа Гордон-Левитта – Ченнинг Татум.
    • Некоторые порно кадры были удалены из финальной версии, чтобы смягчить рейтинг фильма.

    Ошибки в фильме

    • Когда Бабрара и Джон встречаются после разрыва отношений, Барбара перекидывает волосы на одну строну, но в следующем кадре волосы снова лежат с двух сторон.
    • Самокрутка, которую Джон и Эстер выкуривают в джипе, к концу сцены становится длиннее.
    • Когда отец спрашивает Джона, любит ли тот Барбару, Джон встает, чтобы ответить. В следующем карде он повторяет это движение.
    • В начале фильма, когда Джон только находит профиль Бабрары на Фейсбук, статус их отношений уже помечен как «друзья».
    • Джон доволен своей жизнью. Он работает в баре, зависает с друзьями, снимает девушек, ходит в качалку, не пропускает семейные ужины и церковные службы, еженедельно исповедуется, каждый день смотрит порно и меняться не собирается. Жизнь сворачивает с накатанной колеи, когда Джон западает на красотку в баре.

      Бабрара умело набивает себе цену и держит Джона на коротком поводке, оттягивая момент интимной близости. Снедаемый желанием заняться с Барбарой сексом, Джон делает все, о чем она его просит. Ужин с друзьями? Хорошо. Записаться на вечерние курсы? Ну, ладно. Познакомить с родителями? И здесь Джон не может отказать. Барбара умело манипулирует Джоном, подминает под себя все, из чего состояла его жизнь. Все, но только не порно.

      Джон не может отказаться от порнухи; только за просмотром видео он полностью растворяется в своих ощущениях. Барабара застает Джона за порно, но он убеждает ее, что это глупая шутка его друзей, а сам он таким не занимается, да и зачем, ведь у него есть такая раскрасавица, как она. Успокоив Барбару, Джон стал тщательней скрывать свое увлечение. Он умудрялся смотреть порно даже на своем телефоне во время занятий на вечерних курсах. Это заметила одна его одногруппница – взрослая женщина, которая то и дело плачет в общественных местах. Джон считает ее очень странной и старается избегать общения, но Эстер то и дело обращается к нему по пустякам, переводя разговор на порно-зависимость Джона.

      Покопавшись в браузере Джона, Барабара понимает, что с порно он не завязал, устраивает ему скандал и бросает. Некоторое время Джон скрывает этот факт от родных, но в итоге признается. Эмоциональный срыв мамы утихомиривает сестра Джона, тонко подметив, что у Барбары был своя программа, в которую Джон просто не вписался.

      Хотя Джон переживает разрыв, он осознает, что раз вернуться к прежней жизни и быть самим собой. Он сближается с Эстер, у которой год назад погибли муж и сын. Она помогает Джону избавиться от порно-зависимости и научиться ценить настоящие отношения.

      www.ivi.ru

      Дон Жуан, или Наказанный развратник

      В рамках федеральной программы «Большие гастроли».

      Средневековая испанская легенда о Дон Жуане является одним из самых популярных сюжетов в истории мирового театра. Она легла в основу множества театральных представлений. Культовое творение Моцарта о похождениях севильского обольстителя не раз удостаивалось почетного титула «оперы опер». Дон Жуан Моцарта – воплощение безрассудной отваги, кипучей энергии и любви к жизни, именно в этом заключен главный секрет обаяния этого героя. Однако его эгоизм, презрение к законам чести и морали становятся источником несчастья для всех, кого встречает Дон Жуан на своем пути.

      Более двадцати лет назад Покровский поставил оперу «Дон Жуан» на сцене Камерного музыкального театра, а в 2010 году спектакль был восстановлен в том самом виде, в каком его поставил Мастер. Для Покровского, как и для Моцарта, суть произведения заключена во второй половине названия – «Наказанный развратник». Ведь Дон Жуан – не только счастливый и безрассудный герой-любовник, он – воплощение зла, олицетворение радости жизни за счет других. И как всякое зло, он должен быть наказан.

      «Дон Жуан» в постановке Бориса Покровского стал легендарным спектаклем. Ему рукоплескали зрители во всех уголках мира, от Японии до Южной Америки. В этой опере блистало несколько поколений великолепных артистов театра. И по-прежнему зрители, приходящие в зал, переживают «веселую драму» Дон Жуана вместе с героями оперы.

      Режиссер-постановщик народный артист СССР

      Борис Александрович ПОКРОВСКИЙ

      Дирижер-постановщик народный артист РСФСР

      Дирижер Алексей Верещагин

      Художники заслуженный деятель искусств России

      заслуженный деятель искусств России

      Балетмейстер заслуженный деятель искусств России

      Продолжительность спектакля 3 ч. 15 мин.

      Действие происходит в Испании после 1600 года. Известный своими любовными похождениями севильский дворянин дон Жуан тайно проникает в спальную очаровавшей его красавицы — донны Анны, дочери старого Командора. Но, застигнутый Командором, он вынужден вступить с ним в поединок и убивает старика.

      Угрызения совести не мучают дона Жуана — встретив на улице прекрасную незнакомку, он снова готов к любовным подвигам, но — увы! Под маской скрывается его прежняя отвергнутая возлюбленная — донна Эльвира. Дон Жуан бежит, прячась в праздничной толпе. Теперь ему приглянулась чужая невеста, крестьянка Церлина. Дон Жуан пытается соблазнить ее. Ставшие свидетелями этой сцены донна Анна, ее жених дон Оттавио и донна Эльвира клянутся отомстить за оскорбление.

      Счастливо избежав мести жениха Церлины — Мазетто и толпы крестьян, рассерженных покушением на честь невесты, дон Жуан скрывается на кладбище, где, встретившись во своим верным слугой — Лепорелло, похваляется перед ним новыми подвигами. И тогда вызов дону Жуану бросает вдруг ожившая статуя Командора.

      www.opera-samara.net

      Жан-Батист Мольер, «Дон Жуан»: краткое содержание, герои произведения

      Известная комедия, которую написал великий французский драматург Жан-Батист Мольер, «Дон Жуан» (краткое содержание читайте ниже), впервые была представлена парижской публике 15 февраля 1665 года в театре «Пале-Рояль». Только вот что удивительно, через пятнадцать представлений Мольер снял ее с репертуара, и больше при жизни мэтра она не ставилась и не издавалась.

      Мольер «Дон Жуан»: анализ произведения

      В этой пьесе писатель представил скандальный образ европейского дворянина, который живет только ради своих любовных похождений и побед. Его имя Дон Жуан. Герои произведения Мольера вообще все вместе включили в себя характерные пороки тогдашнего общества но, конечно же, не лишены внешнего обаяния и индивидуальных достоинств.

      Итак, главный герой пьесы – страстный и прямолинейный, временами добродетельный и честный человек. Образ Дон Жуана у Мольера не совсем однозначный, он не верит в Бога и с большим презрением относится к общественной морали и нравственности, всегда готовый жениться на любой прекрасной даме, покорившей его сердце.

      Дон Жуан со своим слугой Сганарелем всегда предельно честен, хотя никогда не прислушивается к его мнению, но часто интересуется им. Дворянская честь и бесстрашие помогают ему без всяких сомнений вступиться на защиту своего врага — Дона Карлоса, который бился со своим противником один против трех. С людьми низкого социального положения он не церемонится и может дать в любой момент пощечину. Как бы то ни было, при всей своей влюбчивой и страстной натуре Дон Жуан стремительно и неуклонно идет дорогой в Ад, уверен Мольер.

      Дон Жуан (анализ произведения это подтвержает) больше боится смерти физической, нежели духовной. Он понимает, что все общество уже давно погрязло в грехах. И одно лишь лицемерие помогает людям уживаться со своими страстями и не бояться общественной неприязни и осуждения.

      Мольер «Дон Жуан»: краткое содержание по главам

      В первой части рассказывается, что Дон Жуану уже наскучила его жена донья Эльвира, теперь он опять в поиске очередной красавицы, которая может пленить его сердце. Его совсем не мучила совесть из-за того, что он когда-то прибыл в тот город, в котором хотел похитить ее, при этом убив ее ревнивого жениха-командора. Суд оправдал этот поединок, и поэтому Дон Жуан не понес должного наказания. Однако закон божий уж точно был попран. Этот факт смущал его слугу Сганареля, который понимал, что у покойного в этом городе полно родственников и друзей, которые обязательно захотят поквитаться с убийцей.

      А дальше комедия Мольера «Дон Жуан» повествует о том, что Сганарель в глубине души своей считал своего господина мерзейшим безбожником, у которого сильно развит скотский инстинкт. Так, как он поступал с женщинами, было достойно самой высшей и жестокой кары.

      Донью Эльвиру он похитил из стен монастыря, она же, нарушив обеты, полностью доверилась ему и в итоге оказалась обманутой и брошенной. Она стала его женой, но это не останавливало его в похождениях «налево», он женился практически каждый месяц, этим он буквально насмехался над священным обрядом.

      Слуга его все же иногда находил смелость, чтобы упрекнуть хозяина в неподобающем поведении и предупреждал, что с Небом шутить не стоит. Но у Дона Жуана на этот счет всегда были в запасе складные тирады о многообразии красоты, невозможности навсегда привязать себя к ее одному какому-то проявлению, сладостном стремлении в достижении цели и о том, как тоскливо и скучно обладать достигнутым.

      Эти суждения с человеческой точки зрения буквально все в точку, этим и уникален Мольер. «Дон Жуан» (краткое содержание) продолжается тем, что, когда у господина не находилось слов, чтобы ответить своему беспокойному слуге, он просто грозился его прибить.

      Донья Эльвира не могла понять и принять такого поведения своего неверного мужа и поэтому решила сама разобраться и потребовать у него объяснений. Она отправилась вслед за ним. Однако он не стал ей ничего объяснять, только посоветовал опять поскорее вернуться к себе в монастырь. Донья Эльвира вытерпела эти слова смиренно, не стала проклинать и упрекать мужа, только на прощание предрекла ему неминуемую кару и гнев свыше.

      Очередная жертва

      Эту тему еще больше в дальнейшем разовьет Мольер. Дон Жуан на этот раз погнался за очередной красавицей, которую во время морской прогулки задумал похитить, но неожиданно налетевшая буря опрокинула их лодку со Сганарелем. Им очень повезло, их вытащили на берег крестьяне, оказавшиеся недалеко на берегу.

      Но Дон Жуан отнесся к этой пережитой опасности так же легко, как относился ко всему, что с ним происходило. Не успев выйти на берег и обсохнуть, он тут же увлекся одной молодой и игривой крестьянкой, а потом ему на глаза попала другая, подруга Пьеро, спасшего его же из воды, и тот и ее принялся обхаживать комплиментами, даже заверял серьезно в том, что обязательно женится на ней. А когда обе девушки оказались перед ним одновременно, он словесно вывернулся так, что они оказались довольными.

      Добропорядочный Сганарель кинулся открывать глупым простушкам всю правду о его непорядочном хозяине, но правда их, похоже, совсем не интересовала.

      Дальше еще более интригующе заворачивает сюжет своей драматической комедии Жан-Батист Мольер. Дон Жуан (краткое содержание продолжается именно этим событием) во время препровождения с этими девицами вдруг видит знакомого ему разбойника, который предупреждает его о том, что по всей округе его ищут двенадцать всадников.

      Дон Жуан идет на хитрость и предлагает поменяться платьями со слугой Сганарелем, чем вызвает у того необычайную радость. Они переоделись, однако немного не так, как предполагалось изначально. Хозяин так и оделся в крестьянина, а на слугу был надет костюм доктора, и поэтому тот сразу начал разглагольствовать о достоинствах этого призвания, о снадобьях прописываемых докторами, но затем он плавно перешел к вопросам веры. Но его хозяин опять осек его нападки словами, что верить надо только в дважды два – четыре и в дважды четыре – восемь.

      Кстати, можно набрать целый цитатник из его слов, они звучат противовесом, но не аргументом, на этом специально ставит акцент Мольер. Дон Жуан, однако, и не думал никогда ни о чем таком, что могло бы так взволновать или тронуть его душу.

      Когда они шли по лесу, к ним подошел нищий бродяга и попросил медный грош, за это он пообещал молить Бога за своего благодетеля всю жизнь. Дон Жуан и тут выступил в своем привычном амплуа, предложив нищему золотой луидор, если тот побогохульствует. Но надо отдать должное нищему, он наотрез отказался это сделать. Ннесмотря на это, наш герой отдал ему монету, а сам бросился помогать незнакомцу, на которого в это же самое время напали трое вооруженных шпагами и кинжалами людей. Вдвоем они смогли отбиться от нападавших.

      Впоследствии из их ознакомительной беседы Дон Жуан понял, что это был брат доньи Эльвиры. Случилось так, что он отстал от Дона Алонсо — своего брата, с которым все это время разыскивали злостного обидчика их сестры, с целью отомстить за ее страдания. Дон Карлос не знал этого обидчика в лицо, но поспешивший на помощь к брату Дон Алонсо отлично знал Дон Жуана. И подъехав к ним, он сразу хотел наказать его, но Дон Карлос попросил отсрочки в знак благодарности, чтобы скрестить с ним клинки как-нибудь в другой раз и в другом месте.

      В общем, господин и слуга продолжили дальше свой путь, как вдруг они заметили великолепное мраморное сооружение и, подойдя ближе, разглядели в ней гробницу командора, убитого Дон Жуаном. А над ней стояла огромная статуя великолепной работы. Дон Жуан был в приподнятом настроении и с усмешкой попросил слугу спросить у командора, не хочет ли тот сегодня отужинать с ним у него в гостях. Сганарель робко задал этот издевательский вопрос памятнику и вдруг увидел, что статуя неожиданно кивнула ему головой. Тогда и Дон Жуан решил повторить приглашение, статуя и ему кивнула.

      Вечером этого же дня господин был у себя в апартаментах, а его слуга под сильным впечатлением пытался объяснить ему, что сегодняшнее событие ничего хорошего не предрекает, а, скорее всего, выглядит как предупреждение, и что пора бы ему одуматься. Но Дон Жуан потребовал немедленно его заткнуться.

      Жуткую интригу с еще большим размахом в своей драме развивает Мольер. Дон Жуан, как бы то ни было, особо ни о чем серьезном никогда не думал. Вечер выдался очень неспокойным, и ему никак не удавалось спокойно поужинать. Сначала к нему приходили разные посетители, то поставщик, которому он сильно задолжал, но, прибегнув к лести, он спокойно проводил его. Потом пришел его отец дон Луис. Он был крайне огорчен легкомысленным поведением беспутного сына и говорил о памяти предков, которую он запятнал своими недостойными поступками. Дон Жуану стало совсем скучно от его слов, а отец продолжал, что лучше было помирать отцам пораньше, чтобы им не досаждали их бестолковые сыновья.

      Едва рассерженный отец покинул дом Дон Жуана, как следом слуги доложили, что его хочет видеть некая дама с вуалью.

      И тут подводит к трагическому концу свое произведение Мольер. Дон Жуан увидел, что это пришла к нему проститься донья Эльвира. Движимая любовью, она пришла к нему в последний раз, чтобы умолить его пересмотреть свою жизнь, так как ей было открыто, что грехи ее мужа уже так велики, что уже не хватает для них небесного милосердия. И что ему, может быть, и жить-то осталось не больше одного дня, и лучше было бы этот день потратить на покаяние, чтобы отвратиться от жестокой кары. От этих слов Сганарель расплакался. Женщина удалилась. Дон Жуан, как обычно, не принял всерьез ее слова, однако, как только он принялся ужинать, вдруг к нему явился приглашенный гость – статуя командора. Хозяин не оробел, они спокойно отужинали, и, уходя, статуя пригласила теперь его к себе с ответным визитом. И тот принял это приглашение.

      Сюжет в том же духе и дальше продолжает Мольер. Дон Жуан на следующий день встретился с отцом. До Дона Луиса донеслись слухи, что его сын покаялся и решил начать новую жизнь. Дон Жуаном подтвердил свои намерения покончить с прошлым. Сганарель был счастлив как никто, но потом хозяин объяснил ему, что все его слова всего лишь лукавство и лицемерие – модный человеческий порок, который можно легко принять за добродетель и которому грех не поддаться.

      Насколько полезно было это лицемерие, слуга быстро убедился, когда они встретились с Доном Карлосом, потребовавшим при людях признать донью Эльвиру женой. Но тот, ссылаясь на открывшуюся ему волю с неба, ради спасения их душ, убеждает его в том, что им не следует возобновлять свои брачные отношения. Дон Карлос отпустил его, но оставил за собой право в любой момент вызвать его на поединок, чтобы поставить окончательную ясность в этом вопросе.

      Предзнаменования

      Но недолго оставалось богохульствовать Дон Жуану, ссылаясь на глас свыше. Небо дало ему знамение в виде призрака женщины с вуалью, которая изрекла грозно, что ему осталось совсем немного, чтобы воззвать к Божьему милосердию. Призрак тем временем превратился в образ Времени с косою в руке, который тут же исчез.

      Потом перед Доном Жуаном предстала статуя командора, она протянула ему руку, и тот тоже без страха протянул свою и моментально почувствовал, как его сжигает незримый огонь и услышал роковые слова статуи о страшной смерти того, кто отверг небесное милосердие.

      И вдруг земля расторглась и поглотила его в своем адском пламени. Многим была смерть Дон Жуана на руку, вот только Сганарель больше всех разволновался от того, что ему теперь никто не заплатит жалованье.

      Вот так жестоко погубил своего героя Мольер. Дон Жуан, цитаты которого в произведении остроумны, но не мудры, был слишком самовлюблен и самонадеян, за что и поплатился сполна.

      fb.ru

      Это интересно:

      • Правило написания письмо на немецком Структура дружеского письма. Примеры писем На протяжение всей жизни нам приходится писать разные письма и обращаеться в них к разным людям. Особенно часто мы пишем друзьям и знакомым. От того, кому адресовано письмо, […]
      • Стаж работы по-немецки Немецкий язык Тема Время, как немцы говорят о времени. Который час? Как говорят в Германии о времени,какие фразы используют? Мы это разберем в данной статье. Итак, у нас сегодня немецкий язык тема Время! Естественно, […]
      • Актуальные вопросы юристам Вечерний курс повышения квалификации «Интеллектуальная собственность: актуальные правовые вопросы и судебная практика» Новоселова Людмила Александровна — д.ю.н., заведующая кафедрой интеллектуальных прав МГЮА им. […]
      • Особенности английского спора Самые дорогие произведения искусства ПОЛЬ СЕЗАНН. "Игроки в карты". 1895 г. 250 млн долларов Картина продана вне аукционных торгов, поэтому в официальных рейтингах не учитывается. 4 февраля 2012 года более чем 250 млн […]
      • Патент на способ диагностики способ акупунктурной "пульсовой" диагностики по кандарову ф.б. Изобретение относится к медицине, рефлексодиагностике. Проводят умеренное равномерное надавливание многоигольчатым валиком. Валик прокатывают сверху вниз в […]
      • Страховка при аренде нежилого помещения Страхование нежилых помещений, арендуемых или сдаваемых в аренду, с каждым годом вызывает все больший интерес бизнеса. Помещения, которые арендуют у государственных структур через электронные торги , как правило в […]