Овос и экологическая экспертиза отличия

отличие ООС от ОВОС

Сметы, ПОС, ПМООС, ГР, НВК

Извиняюсь, что отвечаю не срочно.

До 2008 года стадийность проектирования и состав проектной документации регламентировался СНиП 11-01-95 «Обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений».
Стадийность проектирования в две стадии:
• проект (утверждаемая часть) или рабочий проект (стадия РП);
• рабочая документация (стадия РД)
На этапе предпроектных проработок предусматривалась также «Обоснование инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений» (ТЭО или просто проект).
Согласно СНиП 11-01-95 проект на строительство объектов жилищно-гражданского назначения состоял из следующих разделов:
• Общая пояснительная записка;
• Архитектурно-строительные решения;
• Технологические решения;
• Решения по инженерному оборудованию;
• Охрана окружающей среды;
• Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
• Организация строительства (при необходимости);
• Сметная документация;
• Эффективность инвестиций (при необходимости)
В связи с выходом Пост. №87 в настоящее время нормативно отутствует раздел ОВОС. В ПД разрабатывается ПМООС, т.е. то, что раннее разрабатывалось на стадии РД.
Однако, согласно все тому же Пост. №87 первой частью раздела «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» является:
а) результаты оценки воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду. Это часто вызывает путаницу.

Короче, вам нужен ПМООС. Состав прописан во все том же Пост. №87 и в практическом пособии ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ, ФГУП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект», 2006 г.

forum.dwg.ru

Экологическая экспертиза (стр. 1 из 9)

Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 7 января 1988 г. создало условия для формирования нового подхода к природопользованию:

• была реформирована система природоохранных органов. Указанным постановлением был создан надведомственный орган Госкомприроды СССР (впоследствии — Министерство природопользования и охраны окружающей среды СССР),

• было признано целесообразным создать в Москве в системе Госкомрироды СССР Всесоюзный научно-исследовательский центр по проблемам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов

• в соответствии с постановлением была создана система экологической экспертизы.

Важным этапом в формировании экологического законодательства явилось принятие 12 декабря 1993 г. Конституции РФ, которая определила равноправие различных форм собственности (государственной, муниципальной и частной) на землю и иные природные ресурсы (ст. 9, 36), а также право граждан на благоприятную окружающую среду I,CT 42). В прежней Конституции страны декларировалась только государственная собственность на природные ресурсы. После принятия Конституции РФ практически полностью было пересмотрено законодательство Российской Федерации, в том числе и экологическое. Сформировалось новое экологическое законодательство Российской Федерации, структура которого была уже рассмотрена выше. Экспертиза — это исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники или искусства. Экспертные оценки представляют собой количественные и (или) пор (ко-вые оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению, а поэтому основываются на суждениях специалистов. Экологическая экспертиза — это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экологических и других последствий реализации объекта этой экспертизы. Экологическая экспертиза проводится на строительство новых, реконструкцию действующих заводов, фабрик, шахт, рудников, машин, оборудования, а также материалов, приборов, оказание услуг и т.п., использование которых ведет к загрязнению окружающей среды и разрушению экосистем, нерациональному использованию природных ресурсов, наносит вред здоровью населения, растительному и животному миру. Требования к качеству и обоснованности проведения экологических экспертиз постоянно повышаются наряду с ускорением научно-технического прогресса, внедрением в производство новейшей техники и технологии. В связи с этим периодически пересматриваются законодательные и нормативные материалы. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. №174-ФЗ. регулирует отношения в области экологической экспертизы. Он направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на эту среду и предусматривает реализацию конституционного права субъектов Российской Федерации на совместное ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Наряду с этим законом действует постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. № 698 «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы». Экологическая экспертиза основывается на принципах:

• презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и другой деятельности;

• обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

• комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и другой деятельности и его последствий;

• обязательности учета требований экологической безопас-ност и при проведении экологической экспертизы;

• достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

• независимости экспертов при осуществлении полномочий в области экологической экспертизы;

• научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

• гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

• ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Понятие Экологической Экспертизы

Закон Российской Федерации «Об экологической экспертизе» [4] определяет экологическую экспертизу (ЭЭ) как «установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы». При этом в российском законодательстве существует и правовое определение более частного понятия — «государственная экологическая экспертиза» (ГЭЭ). Оно содержится в ст. 35 и 36 Закона «Об охране окружающей природной среды» [3]: «Государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, которая проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду». Комментарий к данному закону определяет экологическую экспертизу как «организационно-правовую форму предупредительного контроля и самостоятельный вид управленческой деятельности». А эколого-правовой словарь, прилагаемый к Комментарию, добавляет к определению «предварительную проверку соответствия хозяйственных проектов, предпроектной документации, программ, изделий, материалов, сырья, продукции, стандартов и иных веществ, решений требованиям экологической безопасности и охраны окружающей среды (ОС)». В сопоставлении с западной терминологией предлагается рассматривать ГЭЭ, как стадию экологической оценки.

Понятие оценки воздействия на окружающую среду

На первый взгляд похожие понятия ЭЭ и оценка воздействия на окружающую среду, имеют и некоторые различия, требующие пояснений (ОВОС).

1. ОВОС — это «процедура учета» экологических требований или их выявление и обоснование (т.е. чисто информационная мера). Она реализуется при подготовке оптимального решения (на стадии намерений или проектирования). В отличие от нее ЭЭ — это «установление соответствия» экологическим требованиям уже готового проекта и «определение допустимости» принятия решения о его реализации (т.е. административная мера).

2. ОВОС по своей сути является процессом исследования воздействия проектируемой деятельности и прогноза его последствий для окружающей среды и здоровья человека, в то время как экологическая экспертиза (прежде всего государственная ЭЭ) является процессом предварительной контрольной проверки принимаемых хозяйственных решений на соответствие требованиям экологического законодательства.

3. Целью ОВОС и экологического обоснования является «выявление и принятие» (т.е. исследование, разработка и внедрение необходимых природоохранных мер, адекватных существующей и прогнозируемой экологической ситуации, в то время как цель ЭЭ — «предупреждение» (т.е. запрет, доработка проекта или выбор лучшей альтернативы) неблагоприятных воздействий, несмотря на принятые (или только предполагаемые) профилактические меры.

Понятие Экологического Образования

Не имеющее четкого правового закрепления, понятие «экологическое обоснование» (ЭО) определяется специалистами Госкомэкологии России [103] как совокупность доводов (доказательств) и научных прогнозов, позволяющих оценить экологическую опасность намечаемой хозяйственной и иной деятельности для экосистем и человека. Очень похожее на ОВОС экологическое обоснование фактически является составной частью проекта или (реже) предшествующим ему мероприятием. I Рассматривая организационный ряд («жизненный цикл проекта»): исследование — обоснование — проектирование — экспертиза — решение о реализации, можно довольно точно указать место каждого из этих мероприятий. Экологическое сопровождение проекта должно начинаться с ОВОС, являющейся составной частью исследования. Экологическое обоснование (ЭО) должно опираться на данные ОВОС, являясь начальной стадией проектирования, входящей в этап технико-экономического обоснования (ТЭО) или технико-экономического расчета (ТЭР). В настоящее время ОВОС или входит как составная часть в проект, заменяя отсутствующее ЭО, или проводится параллельно проектированию, подготавливая материалы для экспертизы. Экологическая экспертиза, в свою очередь, завершает проектную стадию, подготавливая решение о возможности (или невозможности) реализации проекта.

Правовая база экологической экспертизы в России

Правовое регулирование эколого-экспертной деятельности как одного из видов экологического менеджмента — управления охраной окружающей среды, рациональным природопользованием и обеспечением экобезопасности, является составной частью знаний будущего эксперта. Эти знания базируются на изучении соответствующих законов и подзаконных акты органов власти и управления РФ в области экологической экспертизы и ОВОС. При этом нормативная база ЭЭ и ОВОС, в свою очередь, опирается на соответствующие нормативно-технические документы (стандарты, нормы, правила и т.д.) и методические (пособия, инструкции, рекомендации, методики и др.) материалы, разрабатываемые специализированными ведомствами и научными учреждениями. Структура российского законодательства в области экологической экспертизы. В настоящее время систему российского законодательства в области экологической экспертизы и ОВОС составляют, нормы статей 41 (п. 3) и 42 Конституция РФ, целевой федеральный закон «Об экологической экспертизе» [4] и ряд статей (ст. 35-39) базового закона РФ «Об охране окружающей природной среды» [3], являющегося фактически основами российского экологического законодательства. Помимо федеральных законов действует ряд указов Президента РФ и постановлений Правительства, конкретизирующих их. На основе Конституции и указанных законов федерального уровня представительными и исполнительными органами власти и управления субъектов федерации, а также органами местного самоуправления постепенно разрабатываются проекты и принимаются на своем уровне соответствующие законы (например, в республике Карелия или в Татарстане), другие правовые акты и административные нормативно-правовые документы соответствующего уровня. Действующие законы регулируют в основном государственную ЭЭ, в меньшей степени — общественную ЭЭ и практически не касаются ОВОС. Закон «Об охране окружающей природной среды» [3] содержит специальный раздел (разд. V), посвященный в основном государственной ЭЭ, её цели и принципам (ст. 35), в том числе принципу обязательности (ст 36), объектам (ст. 37) и ответственности за невыполнение требований ГЭЭ (ст. 38). Специальная статья закона посвящена общественной ЭЭ (ст. 39), которая практически не регламентируется им, хотя и ставится в зависимость от государственной экспертизы Помимо указанных статей закона, напрямую посвященных ЭЭ, в нем присутствует ещё несколько, косвенно относящихся к данной области Это статьи раздела IV о нормировании качества окружающей среды (ст. 25-34), а также статьи разделов VI и VII (ст. 40-57), посвященные экологическим требованиям, учитываемым в ходе экологической экспертизы.

mirznanii.com

Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)

Экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) является обязательной мерой охраны окружающей природной среды (ОПС), которая проводится с цельюпроверки соответствия документов и документации, обосновывающих намечаемую деятельность, осуществление которой может оказывать вредное воздействие на ОС.

Помимо государственной, в России существует еще и общественная экологическая экспертиза (ОЭЭ), которая фактически ничем не регламентируется и всецело зависит от решения проводящего ГЭЭ органа, придающего заключению ОЭЭ юридическую силу.

Эти определения, хотя и введены законодательно, но не раскрывают всей полноты смысла, содержащегося в термине «экологическая экспертиза», включающего в широком его понимании не только контрольную административную проверку на соответствие экологическим требованиям, но и научно-практические процедуры экологического обоснования (ЭО) и оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), которые определяются далее.

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)— это процесс, соответствующей принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

Основные принципы проведения ОВОС:

  • принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности;
  • принцип обязательности проведения ГЭЭ;
  • принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы (ЭЭ);
  • принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений ЭЭ;
  • принцип достоверности и полноты информации, представляемой ЭЭ;
  • при проведении ОВОС заказчик (исполнитель) обязан рассмотреть альтернативные варианты достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • недопущение (предупреждение) возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий в случае реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
  • В отличие от административной меры, которой является ГЭЭ, называемая еще «формой предупредительного контроля»,ОВОС — это процедура выявления, обоснования и учета природоохранных требований в нынешней и будущей экологической обстановке, т.е. информационная мера научного характера, реализуемая при подготовке оптимального решения на стадии намерений или в ходе проектирования.

    ОВОС по сути является процессом исследования воздействия проектируемой деятельности и прогноза последствий для окружающей среды и здоровья населения, который должен завершаться разработкой рекомендаций по необходимым природоохранным мерам, адекватным существующей и прогнозируемой экологической ситуации.

    Экологическое обоснование (ЭО) не имеет пока нормативно-правового закрепления. Это понятие определяется как совокупность доводов (доказательств) и научных прогнозов, позволяющих оценить экологическую опасность намечаемой хозяйственной и иной деятельности для экосистем и человека (вариант: «доказать допустимость вероятного воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду».

    Очень похожее на ОВОС, экологическое обоснование в еще большей степени, чем оценка, нацелено на проектную деятельность, фактически являясь ее составной частью и иногда предшествуя проектированию.

    Все три вышеназванных мероприятия фактически применяются сегодня в российской системе экологического управления на разных этапах жизненного цикла объекта. Так, если рассмотреть организационный ряд:

    5. решение о реализации

    8. эксплуатация объекта

    9. его расширение

    10. модернизация (реконструкция, перепрофилирование и др.) и наконец

    11. ликвидация, можно довольно точно указать в нем место каждого из определяемых выше мероприятий.

    По логике хозяйственной деятельности все должно начинаться с ОВОС, являющейся частью исследования, касающегося изучения исходной экологической обстановки и составляющей основу предпроектной стадии жизненного цикла объекта.

    Экологическое обоснование (ЭО) должно опираться на данные ОВОС, предваряя проектирование (или являясь его начальной стадией), входя в технико-экономическое обоснование (ТЭО) или технико-экономические расчеты (ТЭР) проекта. Оба мероприятия совместно должны создавать прогнозные и обосновывающие материалы — основу для государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), завершающей проектную стадию и подготавливающей решение о возможности (или невозможности) реализации» проекта.

    Однако на практике ОВОС часто проводится параллельно (совместно) или даже после ЭО (или вообще не проводится), что снижает эффективность обоих мероприятий и удорожает проект (в случае его доработки по требованиям ГЭЭ).

    В процессе реализации (строительства, эксплуатации объекта и т.д.) проекта экологическая экспертиза может повторяться в тех же или в несколько других формах, например, в виде экологического аудирования (ЭА) — на «после проектной стадии» или в рамках аналитических мероприятий мониторинга окружающей среды, нормирования, лицензирования, а также экологического контроля и других мер, реализуемых при циклически повторяемых процедурах согласования проектов лимитов на выбросы, сбросы и размещение отходов.

    Указанные эколого-экспертные мероприятия на разных стадиях жизненного цикла объекта отличаются также и посубъектам,их проводящим, и по рассматриваемым материалам. Так, по сложившимся в Российской Федерации правилам, ОВОС обычно проводят физические или юридические лица — обычно специализированные организации научного профиля, фирмы. При этом экологическое обоснование чаще всего проводят проектные организации или фирмы -разработчики ОВОС.

    Государственную экологическую экспертизу по Закону проводят экспертные комиссии, работу которых организуют соответствующие государственные органы, имеющие на это исключительное право. В состав этих комиссий помимо штатных экспертов — работников системы бывшей Госкомэкологии России должны входить авторитетные специалисты, в т. ч. и занимающиеся разработками ОВОС (ЭО), но не имеющие прямой заинтересованности в рассматриваемом проекте.

    Объекты ГЭЭ подразделяются на объекты федерального и регионального уровня. Список таких объектов определён законом «Об экологической экспертизе» и включает в себя:

  • проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды;
  • проекты целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
  • материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую среду;
  • проекты технической документации на новую технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду; а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
  • материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придания этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации и др.
  • Законы конкретизируют ряд случаев проведения повторной экологической экспертизы, в том числе по объектам, ранее получившим положительное заключение ГЭЭ. К ним относятся:

    • доработка объектов экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
    • внесение изменений в документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы;
    • реализация объекта экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
    • истечение срока действия положительного экспертного заключения.
    • Не менее важным для эколого-аналитической практики является определение условий проведения экологической экспертизы. Они закреплены в Законе «Об экологической экспертизе», в соответствии с которым такими условиями являются:

    • соответствие формы и содержания представляемых материалов установленным требованиям и порядку проведения государственной экологической экспертизы;
    • наличие в составе представляемой документации материалов оценки воздействия объекта экспертизы на окружающую среду (ОВОС), необходимых положительных заключений и (или) документов согласований соответствующих органов;
    • наличие материалов обсуждений объекта экспертизы с общественностью;
    • предварительная оплата проведения ГЭЭ заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе и др.
    • ГЭЭ проводится при условиях:

    • регистрации представляемых материалов в установленном порядке и предварительной проверки их полноты и достаточности;
    • оплаты заказчиком в течение 30 дней со дня получения уведомления о регистрации и при необходимости — представления заказчиком в установленный срок запрашиваемых органом экологической экспертизы материалов;
    • соответствия материалов требованиям, установленным Инструкцией по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности;
    • созданий экспертной комиссии и назначения ее состава приказом по специально уполномоченному органу в области ГЭЭ;
    • назначения тем же приказом срока проведения ГЭЭ (до 4 месяцев, а в исключительно сложных случаях — до 6 месяцев);
    • выполнения Регламента государственной экологической экспертизы;
    • информирования заинтересованных организаций о ее результатах.

    Предоставляемые на ГЭЭ материалы ОВОС должны содержать следующую информацию:

  • данные о природных условиях и о хозяйственном использовании территории, о количественных показателях состояния компонентов экосистем (воздух, воды, почвы и т. д.);
  • оценку существующего экологического состояния территории;
  • данные о характере планируемой деятельности и видах воздействия;
  • ограничения по пользованию природной средой;
  • прогноз изменений природной среды при реализации проектных решений;
  • сведения о социальной среде и здоровье населения;
  • оценку последствий воздействия объекта на природную среду и население;
  • характеристик и оценку эффективности природоохранных мероприятий и других мер по предупреждению и снижению негативного воздействия объекта.
  • Кроме перечисленных выше ведомственных подзаконных нормативных и инструктивно-методических документов, применяемых сегодня, отмечаются следующие:

    1. Перечень нормативных документов, рекомендуемых к использованию в ходе проведения ГЭЭ и при составлении экологического обоснования хозяйственной и иной деятельности;

    2. Требования к материалам, предъявляемым на экологическую экспертизу для отнесения отдельных участков РФ к зонам чрезвычайной экологической ситуации (ЧЭС) или экологического бедствия;

    3. Руководство по проведению ОВОС при подготовке обоснований инвестиций в строительство технико-экономических обоснований и/или проектов строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения, консервации или ликвидации хозяйственных объектов и комплексов;

    4. Единая форма заключения ГЭЭ;

    5. Указания к, экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности в прединвестиционной и проектной документации;

    6. Инструкция и Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений (СНиП 11-01-95 и СП 11-101-95);

    7. Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства (система нормативных руководящих документов в строительстве — РДС 11-201-95, Минстрой РФ, 1995);

    8. Порядок экспертизы декларации безопасности промышленного объекта РФ (утв. приказом МЧС и Госгортехнадзора РФ от 07.08.96, № 222/125);

    9. Положение по организации и проведению экспертизы проектных и других материалов и документации, обосновывающих безопасность ядерно- и радиационно опасных объектов и производств (утв. приказом Госатомнадзора РФ от 07.04.94, № 41 РД-03-13-94) и др.

    Помимо вышеуказанных при проведении государственной экологической экспертизы или ЭО хозяйственной деятельности экспертам и разработчикам ОВОС приходится учитывать нормы, правила и требования, содержащиеся еще в более, чем сотне нормативно-технических документов:

  • около 100 Государственных (ГОСТ) и 30 отраслевых (ОСТ) стандартов;
  • более 30 Строительных норм и правил (СНиП и РДС);
  • около 50 Санитарных правил и норм (СанПиН), Гигиенических нормативов (ГН);
  • предельно допустимых (ПДК) и Ориентировочно допустимых (ОДК) концентраций;
  • ориентировочно безопасных уровней воздействия (ОБУВ) и других документов Минздрава РФ;
  • а также еще несколько сотен различного рода Методических указаний (МУ), норм безопасности (например, радиационной — НРБ), порядков, инструкций, классификаторов, перечней, рекомендаций и методик различных ведомств организаций и учреждений.
  • Ответственность в области экологической экспертизы возникает в связи с нарушениями законодательства РФ в этой области в части ГЭЭ. Закон «Об экологической экспертизе» определяет виды таких нарушений, группируя их следующим образом:

  • нарушения заказчиком документации;
  • нарушения руководителями специально уполномоченных государственных органов и экспертных комиссий;
  • нарушения экспертами;
  • нарушения должностными лицами государственных органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также органов государственного надзора и контроля;
  • нарушения банковскими организациями, их должностными лицами и иными юридическими лицами, а также гражданами.
  • В соответствии с указанными нарушениями Закон устанавливает и виды ответственности: уголовную, административную), материальную и гражданско-правовую, включая компенсацию причиненного гражданину морального вреда, регламентируемые соответствующими отраслями российского законодательства.

    Ответственность по поводу ОВОС и других форм ЭЭ фактически не установлена.

    Финансированиегосударственной экологической экспертизы, в том числе ее повторное проведение, осуществляется в соответствии с законом «Об экологической экспертизе», а также в соответствии с постановлениями Правительства России «Об утверждении Положения о порядке проведения ГЭЭ» и «Об оплате труда внештатных экспертов ГЭЭ» — за счет средств заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в соответствии со сметой расходов и порядком, устанавливаемым специально уполномоченным органом в области государственной экологической экспертизы, которые перечисляются заказчиком на отдельный субсчет данного органа.

    Перечисленные финансовые средства расходуются исключительно на проведение государственной экологической экспертизы в порядке, утвержденном Правительством России и органами исполнительной власти субъектов РФ, на основании предложений специально уполномоченных государственных органов в области государственной экологической экспертизы.

    Международные аспекты экологической экспертизы.В соответствии с законодательством РФ об экологической экспертизе применяется общепринятая общая норма — если международным договором РФ установлены иные правила в области экологической экспертизы, чем те, которые предусмотрены российским законодательством, применяются правила международного договора.

    При этом технико-экономические обоснования и проекты, в том числе с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц подлежат обязательной экологической экспертизе наравне с российскими.

    В числе подписанных и ратифицированных Российской Федерацией международных договоров (конвенций) главными для организации и проведения государственной экологической экспертизы являются: Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

    Материалы в приложении к данной Конвенции определяют Перечень видов экологически опасной деятельности и соответствующих объектов государственной экологической экспертизы, а также общие Критерии, помогающие в определении экологически значимых видов деятельности, не включенных в перечень, Требования к документации об ОВОС, предъявляемые на государственную экологическую экспертизу, Процедуру запроса о планируемой деятельности, рекомендации по послепроектному анализу (аналог ЭА) и арбитражу, а также элементам двухстороннего и многостороннего сотрудничества государств в области ОВОС и экологической экспертизы.

    Итоги.

    Более чем за 10 лет своего официального существования в России, экологическая экспертиза как инструмент экоуправления доказала свою пользу и во многих случаях — эффективность. Результатами ее работы являются многие приостановленные экологически вредные проекты, сотни миллионов рублей ежегодного предотвращенного экологического ущерба, десятки тысяч единиц документации, подвергнутой экологическому анализу.

    В системе только государственной экологической экспертизы до недавнего времени работало около 500 штатных специалистов и ежегодно привлекалось к работе комиссий более 10000 внештатных экспертов. Кроме того, несколько тысяч человек работают в соответствующих организациях, занимающихся разработками ОВОС и экологических обоснований проектов.

    Однако в связи с реорганизацией природоохранных органов в последнее время перспективы развития системы экологической экспертизы пока четко не определены.

    При этом общественная экологическая экспертиза в России находится в «зачаточном» состоянии, то есть практически отсутствует. Тем не менее, существуют несколько уже довольно известных в этой области общественных организаций, ее проводящих (в частности, РОО «Эколайн», Российский «Зеленый крест», «Экоюрис и др.).

    poisk-ru.ru

    Это интересно:

    • Продаж алкоголю закон україни З якого віку можна купити алкоголь в Україні в 2018 році? Законодавча база України обмежує реалізацію напоїв (які містять алкоголь) неповнолітнім покупцям. У числі заборонених виявилися горілка, коньяк, вино, пиво, […]
    • Заявление в страховой надзор Юридическая фирма ООО «ЛЕКС» профессиональные юридические услуги в Ростове Спорная ситуация? Сложный вопрос? Надо посоветоваться с юристом? ООО «ЛЕКС» предоставит необходимое юридическое сопровождение и специальный […]
    • Сиз приказ 541 Нормы выдачи спецодежды учет хранение и списание Нормы выдачи спецодежды Всем руководителям и работникам различных предприятий необходимо знать, что в Российской Федерации выдача спецодежды осуществляется на бесплатной […]
    • Осаго легковые с прицепом Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке Челнинские известия, Набережные Челны, 18 июля 2008 г.Безнадежная «Надежда» Дело двух москвичей и двух челнинцев, организовавших под вывеской […]
    • Как попасть на дом 2 правила Хотите узнать, как попасть на "Дом-2"? В мае нынешнего года знаменитому телепроекту «Дом-2» исполняется 10 лет. Тысячи участников, сотни пар и десятки пышных свадеб – такова статистика за период с 2004 по 2014 годы. […]
    • Норвегия пособия на детей Кто может получать пособие на ребенка до 18 лет в 2018 году и в каком размере Социальные пособия на детей в России невелики. Однако стоит пользоваться возможностью пополнить семейный бюджет лишней копейкой. Рассмотрим, […]