Не наделены правом собственности на закрепленное за ними имущество

В оперативном управлении автономного учреждения дошкольного образования находится объект недвижимого имущества (здание детского сада). Начисление и уплату налога на имущество осуществляет автономное учреждение за счет средств, выделенных учредителем на выполнение муниципального задания. С 1 января 2017 г. автономное учреждение переходит на упрощенную систему налогообложения. Обязано ли учреждение уплачивать налог на это имущество после перехода на УСН, или уплата является обязанностью собственника имущества?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Применение упрощенной системы налогообложения освобождает автономное учреждение от уплаты налога на имущество организаций в отношении всего имущества учреждения вне зависимости от источника его приобретения.
При этом уполномоченный орган, осуществляющий права собственника имущества (муниципального образования), в данной ситуации также не будет являться плательщиком налога на имущество в отношении рассматриваемого объекта недвижимости.

Обоснование вывода:
Упрощенная система налогообложения (далее — УСН) относится к специальным налоговым режимам, установленным пп. 2 п. 2 ст. 18 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ). В главе 26.2 НК РФ определены налогоплательщики и элементы налогообложения налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН.
На основании п. 2 ст. 346.11 НК РФ налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, заменяет исчисление и уплату, в числе прочих, налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость)*(1).
По вопросу освобождения от уплаты налога на имущество автономных учреждений, применяющих упрощенную систему налогообложения, Минфин России в своем письме от 28.07.2014 N 03-11-06/2/36924 уточнил, что положения п. 2 ст. 346.11 НК РФ применяются в отношении всего имущества автономного учреждения вне зависимости от источника приобретения имущества. Кроме того отмечено, что государственные (муниципальные) автономные учреждения, за которыми объекты недвижимого имущества закреплены на праве оперативного управления, налогоплательщиками налога на имущество организаций в отношении этого имущества не признаются, поскольку указанные учреждения не наделены правом собственности на закрепленное за ними имущество.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации автономное учреждение освобождено от уплаты налога на имущество организаций в связи с применением УСН. При этом данное освобождение применяется в отношении всего имущества учреждения (как движимого, так и недвижимого) вне зависимости от источников его приобретения.
При этом уполномоченный орган, осуществляющий права собственника имущества (муниципального образования), в данной ситуации также не будет являться плательщиком налога на имущество в отношении рассматриваемого объекта недвижимости. Дело в том, что согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Имущество (основное средство), переданное в оперативное управление автономному учреждению, учитывается на балансе этого учреждения (п. 38 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Применение упрощенной системы налогообложения автономными учреждениями;
— Энциклопедия решений. Налог на имущество в госучреждениях.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

9 ноября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) В соответствии с п. 1 ст. 378.2 НК РФ к таким объектам имущества относятся, в частности:
— административно-деловые и торговые центры;
— нежилые помещения, предназначенные (используемые) для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания;
— жилые дома и жилые помещения, не учитываемые в бухучете в качестве объектов основных средств.
Особенности налогообложения отдельных объектов недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости, установленные ст. 378.2 НК РФ, применяются в отношении организаций — собственников объектов недвижимого имущества, перечисленного в этой статье (пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ). Следовательно, в отношении организаций госсектора (в том числе органов власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений), не являющихся собственниками указанных в ст. 378.2 НК РФ объектов недвижимого имущества (в частности, в случае права оперативного управления), положения этой статьи НК РФ не применяются (письмо Минфина России от 21.05.2014 N 03-05-05-01/24062).

www.garant.ru

Не наделены правом собственности на закрепленное за ними имущество

Библиографическая ссылка на статью:
Ковалёв А.В. Особенности права собственности юридических лиц на имущество, закрепленное за ними // Политика, государство и право. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/10/1943 (дата обращения: 10.06.2018).

Одним из важнейших звеньев хозяйственной системы государства, в частности Республики Беларусь, являются юридические лица. Для реализации целей, возложенных на них, они наделены обособленным имуществом, различного характера, которое находится на самостоятельном балансе коммерческой организации [1,с.647].

Можно выделить следующие модели юридических лиц, которые зависят от прав учредителей (участников) на имущество, закрепленное за ними:

К первой модели можно отнести те случаи, когда участники сохраняют вещные права на имущество, закрепленное за юридическим лицом. К таковым относятся унитарные предприятия, в том числе учреждения, которые финансируются собственником.

Ко второй модели можно отнести те случаи, когда участники передают имущество юридическому лицу, тем самым утрачивая вещные права на имущество, но приобретая обязательственные права. В таком случае речь идет о хозяйственных товариществах и обществах, производственных и потребительских кооперативах.

Рассматривая третью модель, стоит обратить внимание на то, что права на имущество такого юридического лица у его участников не возникают (речь идет об общественных и религиозных объединениях, фондах).

Следует обратить внимание на то, что одним из обязательных признаков правоспособности юридического лица, является его обособленное имущество. Но в то же время, данное имущество, как уже можно было сделать вывод, из выше перечисленных моделей, не всегда принадлежит юридическому лицу на праве собственности. Может иметь место, как право собственности, так и хозяйственное ведение, оперативное управление.

Каждый вид юридического лица имеет свои особенности порядка операций с имуществом: приобретение, прекращение пользования, владения либо распоряжения. Но в то же время можно выделить общие особенности, которые свойственны для права собственности юридических лиц, не касаемо их конкретного вида.

  • Юридическое лицо – единый и единственный собственник имущества, принадлежащего ему на праве собственности. В данном случае стоит говорить о наличии у участников (учредителей) обязательственных прав либо вообще об их отсутствии на имущество, переданное юридическому лицу.
  • Право собственности юридического лица на находящееся в его ведении имущество, может возникать путем передачи участниками (учредителями) собственного имущества в собственность юридических лиц в виде вкладов (взносов), либо в процессе хозяйственной деятельности, путем собственного производства имущества либо приобретения уже самим юридическим лицом.
  • При этом следует помнить, что после государственной регистрации создаваемого юридического лица, учредители теряют право собственности на имущество, внесенное ими в качестве вкладов.

    В то же время, в случае передачи права собственности на объект недвижимости, следует придерживаться требований законодательства об особом режиме, а конкретно о государственной регистрации изменения прав собственника на данную категорию имущества.

  • Юридическое лицо, как и любой другой собственник, имеет исключительное право собственности на принадлежащее ему имущество, тем самым, самостоятельно решает вопросы изменения права собственности и совершения любых других действий, которые не противоречат закону, не нарушая права и законные интересы других лиц. Законом же могут устанавливаться ограничения на осуществление права собственности, в том числе зависящие от объёма правоспособности юридического лица. Данные ограничения в большей степени могут относиться к некоммерческим организациям.
  • Управление юридическим лицом и осуществление полномочий юридического лица, как правило, реализуют собственные структурные органы [2 , с.516].
  • Учредительные документы, как основание для деятельности юридических лиц, определяют правовой режим имущества, которое принадлежит юридическому лицу на праве собственности, и устанавливают полномочия касательно владения, пользования и распоряжения. Таким образом, такого рода документы, имеют важную роль в хозяйственной деятельности юридического лица, т.к. определяют источники формирования, порядок распоряжения, владения и пользования имуществом, а так же порядок распределения среди участников прибыли, убытков и др.
  • Так, например, общество с ограниченной ответственностью, имеет одну из особенностей: в уставе может быть предусмотрена возможность внесения вкладов участниками в его имущество (кроме вклада в уставный фонд). Подобная обязанность может быть закреплена только путем принятия общим собранием участников соответствующего решения о внесении таких вкладов. В таком случае, вклады вносятся не в уставный фонд и не влекут изменения размера и номинальной стоимости долей участников в уставном фонде, но увеличивают действительную стоимость доли каждого участника. Происходит изменение размера чистых активов, соответственно за счет такого повышения активов, можно ставить вопрос об изменении (увеличении) уставного фонда организации, согласно решению общего собрания.

    Если рассматривать такой субинститут, как право собственности коммерческих организаций, то беря во внимание вышесказанное о праве собственности юридических лиц в общем, можно выделить конкретно право собственности производственных кооперативов, хозяйственных обществ и товариществ.

    Право собственности данной группы коммерческих организаций имеет ряд особенностей, касающихся содержания и осуществления данного права, что обуславливает природа прав участников относительно имущества юридического лица. Например, участники хозяйственных товариществ и обществ имеют обязательственные отношения с организацией.

    Но опять-таки, следует обратить внимание, что содержание прав и обязанностей участников относительно товарищества или общества обусловлено положениями корпоративности и членства. Можно выделить как минимум два вида правомочий относительно общества:

    1. Контроль над обществом, участие в его управлении, решении важнейших вопросов деятельности
    2. Отношения имущественного характера: право на часть прибыли, в то числе на дивиденды, на часть имущества в случае прекращения деятельности организации либо в случае выхода участников, право на отчуждение собственных акций, уступки доли и др.
    3. Как уже писалось выше, хозяйственные общества и товарищества, являясь коммерческими организациями, так же могут по собственному волеизъявлению совершать сделки с принадлежащим им имуществом, в случаях, если это не противоречит закону. К примеру, запрещено дарение имущества между коммерческими организациями, не считая обычных подарков. Также запрещена передача имущества в безвозмездное пользование участнику, руководителю, члену органа управления и контроля организации.

      Особый порядок предусмотрен и в случае совершения акционерным обществом крупной сделки, заинтересованность в которой имеет место быть у заинтересованных лиц, указанных в законе. В таком случае решение принимается советом директоров (общим собранием).

      В завершение стоит все-таки сделать акцент на том, что в качестве важнейших оснований возникновения права собственности коммерческих организаций выступают: обобществление имущества, создание его в процессе предпринимательской деятельности, гражданско-правовые сделки.

      Библиографический список

      1. Чигир, В.Ф. Гражданское право[Текст]: учебник / под общ.ред. проф. В.Ф. Чигира. – Минск :Амалфея, 2000. – 976 с.
      2. Чигир, В.Ф. Гражданское право. В 3 т. Т.1 [Текст]: учебник / А.В. Каравай [и др.]; под ред. В.Ф. Чигира. – Минск, Амалфея, 2008. – 864 с.
      3. politika.snauka.ru

        Б) Понятие, признаки и классификация юридических лиц

        Юридическое лицо – это организация, которая имеет отраженное на самостоятельном балансе или смете обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

        Признаки юридического лица:

        1) это организация, которая должна иметь четкую внутреннюю структуру, органы управления, устав или учредительный договор, где определяется наименование юридического лица, состав, компетенция.

        2) наличие обособленного имущества – юридическое лицо обладает имуществом, которое принадлежит ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Это имущество должно быть отражено в балансе или смете, должен быть определен минимальный уставной капитал.

        3) наличие расчетного счета в банке.

        4) способность отвечать по обязательствам своим имуществом.

        5) способность выступать в имущественном обороте от своего имени (должно иметь свое фирменное наименование).

        6) возможность предъявлять иски и выступать в качестве ответчика в суде.

        В зависимости от характера деятельности все юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации.

        Коммерческие преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, а некоммерческие — не имеют извлечение прибыли в качестве такой цели.

        Виды коммерческих организаций:

        а) хозяйственные товарищества – предполагают личное участие членов товарищества в его делах и лично – доверительное отношения между участниками. Они организуются либо в форме полного товарищества, либо товарищества на вере (коммандитного товарищества), в последнем один или несколько участников могут быть лицами со стороны и нести ответственность только пропорционально своего вклада.

        б) хозяйственные общества – объединение капиталов, не предполагающее личного участия членов общества в его делах. Они организуются в форме:

        — общество с ограниченной ответственностью — ООО — его участники не отвечают по обязательствам самого общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Поскольку участники ООО не обязаны лично участвовать в деятельности общества, эти функции возложены на соответствующие органы управления;

        — общество с дополнительной ответственностью — его участники солидарно несут ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов;

        — акционерное общество — бывает двух типов: ОАО и ЗАО.

        В открытом акционерном обществе (ОАО) его участники могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, акции же закрытого акционерного общества (ЗАО) распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Акционеры ЗАО могут без согласия других акционеров продать принадлежащие им акции.

        в) производственный кооператив — (артель) — добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии и объединении его участниками имущественных паевых взносов.

        г) государственные и муниципальные унитарные предприятия — не наделены правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым.

        Виды некоммерческих организаций:

        а) потребительский кооператив — добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства, преследующее цель не извлечение прибыли, а удовлетворение материальных и иных потребностей участников. Это достигается путем объединения членами кооператива имущественных паевых взносов. При необходимости члены потребительского кооператива покрывают образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов.

        б) общественные и религиозные организации (объединения) — характеризуются тем, что их участники не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов.

        в) фонд — не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. В отличие от других некоммерческих организаций фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд.

        г) учреждение — организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.

        studopedia.ru

        Казенные предприятия: особенности правового положения (Шихов А.Ю.) (“Руководитель бюджетной организации“, 2010, N 6)

        Среди юридических лиц, зарегистрированных и действующих в Российской Федерации, есть юридические лица уникальной организационно-правовой формы. Это унитарные предприятия, в основе организации которых лежит право оперативного управления, то есть казенные предприятия. В научной правовой литературе их еще называют предпринимательскими учреждениями . Чем уникальны казенные предприятия и почему они вызывают интерес, мы и попытаемся разобраться.

        ———————————
        Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Том 1. М., 2005.

        Казенное предприятие, с одной стороны, создается для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), а значит, для ведения коммерческой деятельности. С другой стороны, в большинстве случаев львиная доля затрат на ведение такой деятельности осуществляется за счет бюджетных средств. Кроме того, главными заказчиками продукции, выпускаемой казенными предприятиями, являются органы государственной власти.

        Казенные предприятия и учреждения во многом схожи. Прежде всего тем, что ни те, ни другие не наделены правом собственности на закрепленное за ними имущество.

        И учреждения, и казенные предприятия являются, по сути, формами реализации государством своих функций. Разница лишь в том, что создаются они в разных сферах: учреждения — в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, казенные предприятия — преимущественно в промышленной сфере, когда, например, необходим выпуск продукции военного или какого-либо иного стратегического назначения.

        Интерес к казенным предприятиям в немалой степени продиктован тем, что их создание стало возможным на базе как федерального имущества, так и имущества субъектов РФ и муниципального имущества. Такая возможность появилась с 3 декабря 2002 г., то есть со дня вступления в силу Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“ (далее — Закон N 161-ФЗ). До 3 декабря 2002 г. казенное предприятие могло быть создано только на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.

        Конечно, с этого момента прошло уже достаточно времени. Однако разработка нормативных правовых актов, которые должны быть приняты во исполнение Закона N 161-ФЗ, идет слишком медленно. Так, Правительство РФ лишь через пять лет после вступления в силу Закона N 161-ФЗ утвердило Положение о создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий (Постановление от 15.12.2007 N 872).

        Таким образом, количество казенных предприятий уже возросло и может значительно возрасти в будущем. Конечно, при условии, что государство не изыщет другие варианты реализации своих функций.

        Правовой статус казенных предприятий и история их развития

        Итак, как уже было отмечено, казенное предприятие — это унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления.

        Следовательно, нельзя создавать унитарные, в том числе казенные, предприятия на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, и имущества ее субъектов или муниципальных образований. Унитарное предприятие может иметь только одного учредителя, которому на праве собственности принадлежит имущество, закрепленное за таким предприятием.

        Для справки. Термин “унитарный“ (от лат. unitas — единство) означает единое, объединенное, составляющее одно целое. Такое предприятие может быть создано на основе либо государственной (Российской Федерации, ее субъекта), либо муниципальной собственности.

        С 1 января 1995 г. (дата вступления в силу части первой Гражданского кодекса) и до вступления в действие Закона N 161-ФЗ основы правового положения унитарных предприятий определялись только Гражданским кодексом.

        Примечание. Казенные предприятия и учреждения во многом схожи. Прежде всего тем, что ни те, ни другие не наделены правом собственности на закрепленное за ними имущество.

        Так, п. 6 ст. 6 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“ устанавливал, что к созданным до официального опубликования части первой ГК РФ государственным и муниципальным предприятиям, основанным на праве полного хозяйственного ведения, а также к федеральным казенным предприятиям применяются соответственно нормы ГК РФ об унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения, и унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления.

        Вместе с тем ст. 113 ГК РФ предусматривала, что правовое положение унитарных предприятий определяется не только Гражданским кодексом, но и специальным законом об унитарных предприятиях. Такой Закон был принят лишь семь лет спустя — 14 ноября 2002 г. и вступил в силу 3 декабря 2002 г. Речь идет о Законе N 161-ФЗ.

        Согласно ст. 37 Закона N 161-ФЗ уставы существовавших унитарных предприятий должны были быть приведены в соответствие нормам данного Закона до 1 июля 2003 г.

        Закон N 161-ФЗ развил и конкретизировал нормы ГК РФ, регулирующие правовое положение юридических лиц, применительно к унитарным предприятиям (ст. ст. 48 — 65 ГК РФ), а также нормы ГК РФ, которые устанавливают основы статуса и организации деятельности указанных предприятий (ст. ст. 113 — 115 ГК РФ).

        Кроме того, Законом N 161-ФЗ были внесены поправки в ГК РФ (ст. 38 Закона N 161-ФЗ). В частности, начиная с 3 декабря 2002 г. всем унитарным предприятиям запрещено создавать дочерние предприятия.

        Но самые значительные изменения были внесены в ст. 115 “Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления“ ГК РФ.

        Было установлено, что унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие), может быть создано на базе государственной собственности (как федеральной, так и собственности субъектов РФ) или муниципальной собственности.

        Еще раз отметим, что до 3 декабря 2002 г. казенные предприятия могли быть созданы только по решению Правительства РФ и только на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Соответственно, уставы казенных предприятий утверждались Правительством РФ, субсидиарную ответственность по обязательствам данного предприятия несла Российская Федерация, а ликвидировано или реорганизовано оно могло быть также только по решению Правительства РФ.

        Имущество казенного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

        Казенное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Оно должно иметь самостоятельный баланс.

        Полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова “федеральное казенное предприятие“, “казенное предприятие“ или “муниципальное казенное предприятие“ и указание на собственника его имущества: Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование.

        Печать казенного предприятия должна содержать его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения данного предприятия, а также может содержать его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

        Место нахождения казенного предприятия определяется местом его государственной регистрации. Казенное предприятие должно также иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь. Об изменении своего почтового адреса оно должно уведомлять орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

        Отметим, что никакими другими законами, кроме Гражданского кодекса и Закона N 161-ФЗ, правовое положение казенных предприятий не определяется. Такая норма прямо закреплена п. 6 ст. 113 ГК РФ.

        А что касается прав и обязанностей собственников имущества казенных предприятий, порядка создания казенных предприятий, реорганизации и ликвидации, ни Гражданский кодекс, ни Закон N 161-ФЗ не исключают правового регулирования при помощи других нормативных правовых актов. Поэтому эти отношения могут быть регламентированы иными федеральными законами, а также другими нормативными правовыми актами. Так, порядок создания и регулирования деятельности федеральных казенных предприятий определен Постановлением Правительства РФ от 15.12.2007 N 872 (далее — Постановление N 872).

        Казенные предприятия и учреждения

        Анализ правового положения казенных предприятий позволяет провести аналогию с правовым положением учреждений по некоторым видам классификации юридических лиц: по форме собственности, составу учредителей, правам участников, объему вещных прав.

        Форма собственности. И у государственных казенных предприятий (в широком смысле, включая муниципальные), и у государственных учреждений (также включая муниципальные), бюджетных и автономных, одинаковая форма собственности. Они государственные. Это свидетельствует о том, что и казенные предприятия, и учреждения преследуют общегосударственные интересы, чем и обусловливается специфика их правового регулирования.

        Состав учредителей. По составу учредителей в казенных предприятиях и государственных учреждениях (учреждения бывают также частными) существует общее ограничение. Так, учредителем и казенных предприятий, и государственных учреждений (в широком смысле, включая муниципальные) могут выступать только Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование.

        Объем вещных прав. По объему вещных прав юридические лица классифицируются в зависимости от объема прав самого юридического лица на используемое им имущество.

        При создании любого юридического лица учредители должны наделить его определенным имуществом для ведения самостоятельной деятельности. Это имущество, а также имущество, приобретенное юридическим лицом в процессе деятельности, становятся его собственностью.

        Примечание. Имущество казенного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

        Исключение составляют казенные предприятия и бюджетные учреждения. После передачи имущества такому юридическому лицу учредитель предоставляет ему только ограниченное (вторичное) вещное право (на оперативное управление), сохраняя за собой право собственности на данное имущество. Распоряжаться этим имуществом казенные предприятия и бюджетные учреждения могут только с согласия собственника. Что касается автономных учреждений, то распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом они также могут только с согласия собственника.

        Собственник имущества и казенного предприятия, и бюджетного учреждения несет субсидиарную ответственность.

        Казенное предприятие, как и учреждение, не может быть признано банкротом (ст. 65 ГК РФ).

        Рассматривая далее правоспособность казенных предприятий, их права и обязанности, мы увидим, что у казенных предприятий и учреждений еще много общего, несмотря на то, что казенные предприятия являются коммерческими организациями, а учреждения — некоммерческими.

        Собственник имущества казенного предприятия. В соответствии со ст. 20 Закона N 161-ФЗ правомочия собственника имущества федерального казенного предприятия по его созданию, реорганизации и ликвидации, утверждению устава и внесению изменений в него осуществляет Правительство РФ.

        Иные правомочия собственника имущества федерального казенного предприятия осуществляют Правительство РФ или уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.

        Кроме того, с 3 декабря 2007 г. от имени Российской Федерации права собственника имущества федерального казенного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом“ в порядке, установленном Федеральным законом от 01.12.2007 N 317-ФЗ “О государственной корпорации по атомной энергии “Росатом“. Такое дополнение в Закон N 161-ФЗ внес Федеральный закон от 01.12.2007 N 318-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О государственной корпорации по атомной энергии “Росатом“.

        От имени муниципального образования права собственника имущества казенного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

        Правоспособность казенных предприятий

        Согласно ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

        Датой создания казенного предприятия как юридического лица является не дата принятия решения о его создании, а дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ст. 51 ГК РФ, ст. 3 Закона N 161-ФЗ).

        Казенное предприятие должно быть зарегистрировано в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

        Для государственной регистрации казенного предприятия в орган, осуществляющий регистрацию (ФНС и ее территориальные органы), представляются:

        — решение уполномоченного государственного органа Российской Федерации, уполномоченного государственного органа субъекта РФ или органа местного самоуправления о создании унитарного предприятия;

        — устав унитарного предприятия;

        — сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним на праве оперативного управления.

        По общему правилу коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

        Но это правило не касается казенных предприятий, поскольку они обладают так называемой специальной, или уставной правоспособностью. Это означает, что казенное предприятие может иметь только такие гражданские права, которые соответствуют предмету и целям его деятельности и предусмотрены в его уставе. Соответственно, и обязанности у казенного предприятия возникают в связи с этой деятельностью. Данные требования закреплены в ст. 49 ГК РФ и в ст. 3 Закона N 161-ФЗ.

        Исходя из специальной правоспособности казенных предприятий, п. 3 ст. 9 Закона N 161-ФЗ к числу сведений, которые в обязательном порядке должны быть указаны в уставе казенного предприятия, относит, в частности, предмет, цели и виды деятельности казенного предприятия.

        Для справки. Казенные предприятия не вправе совершать сделки, которые противоречат целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами. Такие сделки являются ничтожными (ст. 168 ГК РФ).

        Объем специальной правоспособности конкретного казенного предприятия нужно отразить в его уставе при создании предприятия в соответствии с целями, определенными собственником имущества (уполномоченным органом). При необходимости объем уставной правоспособности казенного предприятия может быть изменен. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в его устав решением органа, уполномоченного утверждать устав данного предприятия.

        Таким образом, недопустимо включать в устав казенного предприятия положение о том, что предприятие вправе совершать любые сделки, не запрещенные законом.

        Отметим, что такие же требования установлены и в отношении учреждений.

        Казенное предприятие создается без ограничения срока, однако собственник имущества может создать его и на определенный срок, который обязательно должен быть указан в уставе предприятия.

        По согласованию с собственником имущества казенное предприятие может создавать филиалы и открывать представительства.

        Оно вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории РФ и за ее пределами. Такая же норма действует в отношении автономных учреждений. Что же касается бюджетных учреждений, то они осуществляют все свои операции исключительно через лицевые счета, открытые им в органах казначейства. Отметим, что в период с 1997 г. до вступления в силу Бюджетного кодекса (до 1 января 2000 г.) федеральным казенным предприятиям счета открывались не в учреждениях банка, а в органах Федерального казначейства.

        Казенные предприятия могут открыть в банках не только расчетные счета, но и текущие счета (они открываются, как правило, филиалам и представительствам предприятия), депозитные и валютные счета.

        Создание казенного предприятия

        Федеральное казенное предприятие учреждается только решением Правительства РФ. Решением федерального органа власти оно создано быть не может.

        Казенное предприятие субъекта РФ учреждается решением органа государственной власти субъекта РФ, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принимать такие решения.

        Муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

        Согласно ст. 8 Закона N 161-ФЗ казенное предприятие может быть создано в случае, если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта РФ или муниципального образования, а также если необходимо:

        — использовать имущество, приватизация которого запрещена, в том числе имущество, необходимое для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;

        — осуществлять деятельность по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

        — разрабатывать и производить отдельные виды продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

        — производить отдельные виды продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

        — осуществлять отдельные дотируемые виды деятельности и вести убыточные производства;

        — осуществлять деятельность, предусмотренную федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

        При принятии решения об учреждении казенного предприятия должны быть определены цели и предмет деятельности унитарного предприятия.

        Согласно Постановлению N 872 для создания федерального казенного предприятия федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого будет находиться предприятие (уполномоченный орган), должен обеспечить подготовку:

        — отчета об оценке имущества, которое будет закреплено за предприятием на праве оперативного управления, содержащего сведения о рыночной стоимости имущества (за исключением случаев создания предприятия путем реорганизации или изменения вида унитарного предприятия).

        Кроме того, должны быть подготовлены проекты следующих документов:

        — программы деятельности предприятия на очередной год и плановый период;

        — сметы доходов и расходов предприятия на очередной год и плановый период. В смете должны быть выделены доходы и расходы, связанные с выполнением заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для федеральных государственных нужд;

        — перечня имущества, которое предполагается закрепить за предприятием на праве оперативного управления для производства по заказу государства продукции (выполнения работ, оказания услуг) в соответствии с уставом предприятия.

        При этом в технико-экономическом обосновании создания предприятия должны содержаться:

        — финансово-экономический анализ состояния унитарного предприятия с указанием структуры кредиторской и дебиторской задолженности, условий и причин ее возникновения;

        — прогноз объема производимой по заказу государства продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) для обеспечения федеральных государственных нужд с обоснованием необходимости производства отдельных видов продукции (выполнения работ, оказания услуг) в рамках самостоятельной хозяйственной деятельности;

        — прогноз доходов и расходов предприятия на очередной год и плановый период;

        — предложения по организационной и штатной структуре предприятия.

        Пути создания казенного предприятия

        Казенное предприятие может быть создано путем:

        — реорганизации существующего унитарного предприятия в форме разделения, выделения либо слияния;

        — изменения вида унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения (далее — унитарное предприятие).

        Если казенное предприятие создается путем реорганизации или изменения вида унитарного предприятия, то, кроме перечисленных выше документов, уполномоченный орган должен также подготовить следующие документы:

        — нотариально заверенные копии учредительных документов унитарного предприятия;

        — копии бухгалтерской отчетности унитарного предприятия по состоянию на последнюю отчетную дату и годовой бухгалтерской отчетности за три предшествующих года с отметкой налогового органа;

        — справку налогового органа по месту налогового учета о состоянии расчетов унитарного предприятия по налогам, сборам и взносам на последнюю отчетную дату;

        — проект разделительного баланса или передаточного акта (в случае создания предприятия путем реорганизации унитарного предприятия);

        — перечень имущества, закрепленного за унитарным предприятием, заверенный территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом.

        В случае создания казенного предприятия путем реорганизации унитарного предприятия уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня принятия соответствующего акта Правительства РФ должен согласовать проект разделительного баланса или передаточного акта и направить его на утверждение в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом.

        Уполномоченный орган в месячный срок со дня государственной регистрации предприятия должен:

        V утвердить программу деятельности предприятия на очередной год и
        плановый период;

        ————————————————————————
        V согласовать прием на работу главного бухгалтера предприятия, заключение
        (изменение) трудового договора с ним.

        Предприятие при его создании должно быть наделено имуществом, необходимым и достаточным для осуществления видов деятельности, предусмотренных его уставом.

        Программа деятельности и смета доходов
        и расходов казенного предприятия

        Свою деятельность казенное предприятие осуществляет в соответствии с программой деятельности на очередной год и плановый период и сметой доходов и расходов, утвержденными в установленном порядке уполномоченным органом.

        Программа деятельности казенного предприятия на очередной год и плановый период, а также смета доходов и расходов составляются по форме, утверждаемой уполномоченным органом. При этом смета доходов и расходов составляется на основе программы деятельности предприятия.

        Руководитель предприятия обязан ежегодно представлять в уполномоченный орган:

        — проект программы деятельности на очередной год и плановый период и проект сметы доходов и расходов с обоснованием планируемых мероприятий, затрат на их реализацию, а также ожидаемого эффекта от их выполнения;

        — годовую бухгалтерскую отчетность и аудиторское заключение по годовой бухгалтерской отчетности;

        — отчет об исполнении программы деятельности и сметы доходов и расходов;

        — предложения о распределении чистой прибыли, полученной предприятием по результатам отчетного года.

        Отметим, что процедура создания казенного предприятия практически аналогична процедуре создания автономных учреждений путем изменения типа существующего (бюджетного) учреждения.

        Проанализировав процедуру создания казенного предприятия и его правоспособность, следует отметить, что учреждение казенного предприятия обусловлено двумя событиями: первое — это решение единоличного учредителя — собственника имущества о создании казенного предприятия и второе — государственная регистрация унитарного предприятия.

        Действия учредителя в совокупности с государственной регистрацией казенного предприятия являются юридическим составом, порождающим возникновение нового субъекта гражданского права.

        www.vkaznu.ru

        Это интересно:

        • Ст 46 закона 212-фз ИП являлся работодателем, все работники уволены в феврале 2016 года. Расчет по форме РСВ-1 ПФР последний раз был сдан за I квартал 2016 года, форма СЗВ-М не сдавалась вообще. Заявление о государственной регистрации […]
        • Приказ минэкономразвития россии 544 казначейства россии n 18н от 20092013 Приказ Минэкономразвития России № 544,Казначейства России № 18н от 20.09.2013 Утратил силу основание: Приказ Минэкономразвития России от 31.03.2015 № 182, Казначейства России № 7н от 31.03.2015 МИНИСТЕРСТВО […]
        • Стаж по уходу за ребенком инвалидом детства Правила предоставления дополнительного отпуска по уходу за ребенком-инвалидом Родители, занимающиеся воспитанием ребенка-инвалида, имеют право пользоваться большим количеством государственных льгот. Все это связано с […]
        • Обязательная доля при наследовании имущества Обязательная доля в наследстве Краткое содержание Кто имеет право на обязательную долю в наследстве Обязательной долей в наследстве, согласно ст. 1149 ГК, следует считать установленный законом минимальный размер доли […]
        • Бланк о расторжении брака при наличии несовершеннолетних детей Развод при наличии общих несовершеннолетних детей Если у пары есть дети младше 18-летнего возраста, развестись по упрощенной процедуре за 30 дней (от подачи заявления до регистрации развода и выдачи соответствующего […]
        • Порядок приема в гражданство рф основания Порядок приема в гражданство рф основания 22. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА РФ Отношения гражданства РФ включают в себя не только приобретение его и основания этого, а также прекращение гражданства РФ и […]