Федеральный закон земля бесплатно

Земля для участников боевых действий

До 1 января 2005 года ветеранам боевых действий, как льготной категории граждан, было положено выделение земельного участка на безвозмездной основе под строительство жилья.

Однако после того, как был введен Федеральный закон, который монетизировал натуральные льготы, право на получение земли бесплатно было утеряно.

Общая информация

Земельные участки ветеранам боевых действий выдавались бесплатно до 1 января 2005 года. Сейчас эта процедура не отменена. Те, кто встали в очередь на получение земли до 1 января 2005 года, могут рассчитывать на то, что участок бесплатно они все-таки получат.

Ветераны, которые встали на учет в очередь после 1 января 2005 года, попали уже под монетизированную программу, подразумевающую материальную помощь на приобретение жилого помещения в собственность.

Кто выдает земли

Земля участникам боевых действий выделяется из федерального фонда. То есть существует общая для всей России очередь, которая продвигается достаточно медленно.

Связано это с тем, что в федеральном фонде на балансе находится не слишком много участков, которые могут быть выделены для строительства жилых домов частными лицами.

Федеральный закон, заменивший натуральное выделение земель денежным вариантом, позволил несколько ускорить процесс выплаты причитающихся ветеранам льгот.

Те, кто решил сменить очередь, вступив в монетизированную программу, должны отказаться от участия в первоначальной программе.

При этом постановка на новый учет осуществляется в порядке обычной очереди, никаких привилегий не предусмотрено.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Региональные проекты

После вступления в силу закона о монетизации некоторые регионы на местном уровне установили выделение земель льготным категориям граждан из собственного фонда.

Например, в Новосибирской области на основании закона №108 от 14.04.2003 года для индивидуального строительства ветераны боевых действий могут получить землю бесплатно. Человек должен быть признан нуждающимся в жилом помещении, иначе на учет он поставлен не будет.

При этом ветеранам боевых действий предлагается выбор: получение средств на приобретение жилого помещения по федеральному проекту или получение льготы в натуре по региональному проекту.

Одновременно получить и ту, и другую льготу не представляется возможным.

Далеко не все регионы поддерживают льготные категории граждан путем выделения из собственного фонда участков под строительство. Для получения актуальной информации в конкретной области необходимо обращаться в местную Администрацию, отдел Росреестра, МФЦ или УСЗН .

Кто является ветераном

Поскольку на земельные участки бесплатно могли рассчитывать только ветераны боевых действий, Федеральным законом от 12.01.1995 № 5 было определено, кто ими является.

К этой льготной категории граждан относятся военнослужащие:

Кто является нуждающимся

Для получения любой земельной выплаты (будь то льгота в натуре или денежном эквиваленте) заявитель должен быть признан нуждающимся. То есть в его собственности и собственности членов его семьи, которые проживают совместно с ним, не должно быть никакого жилья.

Кроме того не должен быть составлен договор социального найма на квартиру или дом, за исключением случаев, когда жилое помещение не соответствует установленным нормам.

Заявитель не должен быть получателем аналогичной государственной помощи по иным основаниям.

Например, если ветеран боевых действий при этом является сотрудником полиции с определенной выслугой лет, и уже получил жилье по другой программе.

Если ветеран боевых действий получил земельный участок, встав на учет до 2005 года, то он не может рассчитывать на единовременную социальную выплату для приобретения жилого помещения.

Даже если полученный участок он продал или подарил другому лицу. Программа социальной помощи считается исполненной.

Кто вправе получить участок после 2005 года

Несмотря на то, что программа снабжения земельными участками сменилась на материальную помощь от государства, существует ряд ветеранов, которые все еще могут реализовать свое право. Даже если встали на учет после 2005 года.

К таким гражданам относятся:

Условия получения

Помимо того, что гражданин, рассчитывающий на льготу, должен обладать определенной заслугой, к нему выдвигается и ряд других условий.

К ним относятся:

  • отсутствие в собственности у заявителя земельного участка;
  • отсутствие в собственности жилого дома, находящегося на участке проживания;
  • регистрация по месту проживания не менее 5 лет;
  • несоответствие санитарным нормам жилого помещения, находящегося в собственности или в пользовании по договору социального найма.
  • Если заявитель не проходит по этим критериям, то право на получение в собственность земли утрачивается. В этом случае оформить участок можно только по общим основаниям.

    Земельные льготы

    Существует ряд иных льгот, которые положены ветеранам боевых действий.

    Если получить землю не получается, то эта категория граждан может воспользоваться правом на преимущественное вступление в дачные или садовые, огороднические и гаражные, жилищные и жилищно-строительные кооперативы.

    Данное право закреплено на федеральном уровне, поэтому ветераны боевых действий могут его реализовать в любой момент.

    Реализовать свое право на вступление в кооперативы могут не только те, кто не получил земельные участки под строительство, но и те, кто стоит в очереди на них, а так же те, кто уже их получил.

    Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

    В 2018 году продолжатся выплаты средств для приобретения жилья льготными категориями граждан, а так же выделение земельных участков тем, кто встал на учет до 2005 года.

    При этом существующая очередь на землю продвигается очень медленно, порядка 50-70 человек в год. Поэтому программа может быть продлена на неопределенный срок — до тех пор, пока все льготники не реализуют свое право.


    lgoty-vsem.ru

    Как бесплатно получить землю от государства молодой семье в 2018 году

    Когда молодая семья разрастается, квартира становится тесна, а перспектива взять непосильный кредит пугает, встаёт вопрос: что делать? Десятилетиями делить служебную квартиру с подрастающими детьми? Оказывается, выход из такой ситуации есть.

    В 2018 году государство предлагает бесплатные земельные участки молодым семьям, серьёзно настроенным на длительную совместную жизнь в определённом регионе.

    Кто может претендовать на бесплатную землю

    Федеральный закон от 16.06.2011 г. №138-ФЗ, предоставляющий земельные участки молодым семьям, принят в 2011 году. А к 2018 году на его основе разработаны социальные программы в регионах.

    Несмотря на трудности, связанные со сбором документов и долгим ожиданием, тысячи претендентов уже получили бесплатно хорошие наделы, немало стоящие на земельном рынке.

    Выдача земли молодой семье от государства оформляется местными органами, если будущие землевладельцы соответствуют следующим требованиям:

    Если заявители подпадают под действие закона и готовы пройти бюрократическую процедуру для получения сертификата, то нужно быть готовыми по получении земли начать строительство дома (залить фундамент или поставить бытовку). В противном случае надел вернётся в собственность муниципалитета.

    В действительности местные власти лояльно относятся к данному вопросу и готовы ждать, когда у новых собственников появится возможность начать хозяйственную деятельность.

    Скачать и распечатать бесплатно

    Дети в приоритете

    Как получить земельный участок молодой семье, где не все дети — собственные?

    Наличие нескольких детей говорит о надёжном будущем молодой семьи. Но Закон оговаривает специально, какие дети считаются «своими» при решении о выдаче земли. Кроме собственных, сюда относятся приёмные дети и усыновлённые — пасынки и падчерицы.

    Если родители лишены прав на детей, или ребёнок находится на полном государственном обеспечении, их не учитывают как членов семьи.

    Можно лишиться права на бесплатную землю, если дети не прописаны вместе с родителями.

    Такое часто бывает, если семья живёт на съемной квартире, а дети прописываются к родителям одного из супругов. Во избежание препятствий следует изначально прописываться вместе, и через положенное время получить статус нуждающихся в увеличении жилплощади.

    Необходимые документы

    Решив воспользоваться льготой, можно собирать документы. Бумаги оформлять аккуратно, избегая помарок и подчисток.

    Пакет не так уж велик:

  • свидетельство о браке (оригинал и копия);
  • свидетельства о рождении детей и паспорта тех, кому исполнилось 14 лет;
  • копии паспортов родителей;
  • справка о составе и условиях проживания ( обращаться в ЖЭУ );
  • справка об отсутствии в собственности пригодной для строительства земли или достаточного по нормам жилья.
  • Если имеются усыновленные дети, придется получить справки об этом в органах опеки.

    Собранные документы предоставляются в МФЦ или местную администрацию.

    Не пытайтесь предоставлять ложные сведения, это послужит причиной отказа.

    Как долго ждать

    Заявление рассматривается в течение месяца, затем выносится постановление.

    В случае положительного решения о выдаче земельного участка молодой семье, заявители ставятся в очередь.

    Дальнейшее зависит от местных условий: имеются ли у властей подходящие участки и сколько льготников претендует на них.

    Закон предполагает выдачу надела в течение одного года. В это время нужно следить за новостями (в местной прессе публикуются анонсы о выделении земли), и за положением в очереди.

    Участок могут не дать, если:

  • предоставлены недостоверные сведения;
  • заявители решили выехать в другой регион или сменить гражданство;
  • у властей нет подходящей земли.
  • Предоставленные по программе земельные участки обычно устраивают заявителей. Но как получить землю бесплатно молодой семье, если участок не понравился?

    Необходимо снова собрать все документы и встать в очередь. Непонравившийся участок переходит следующему очереднику.

    Длительное ожидание может лишить семью на право получения участка

    Часто бывает так, что претенденты ждут сертификата не один год и к моменту его получения одному из супругов уже исполняется 36 лет. В таком случае во льготе законно могут отказать. Поэтому готовить документы надо с расчётом на ожидание в течение нескольких лет.

    Особенности местного законодательства

    Основные обязанности по выдаче земельных участков молодым семьям лежат на органах местного самоуправления, при этом могут допускаться злоупотребления или проволочки. От заявителей потребуется терпение и настойчивость.

    В зависимости от региона, могут отличаться:

  • пакет документов;
  • площадь предоставляемого участка (по закону — не более 15 соток);
  • длительность ожидания решения и выдачи земли.
  • Использование полученного участка

    Получив долгожданное извещение о площади и местонахождении земельного участка, заявители должны в пятидневный срок дать согласие или несогласие. Если участок их устраивает, начинается оформление договора о передаче земли в собственность.

    Земля оформляется в совместную собственность семьи в равных долях. Предоставленный участок можно использовать под строительство, животноводство или огород.

    О цели приобретения участка лучше заранее проинформировать исполнительные органы.

    Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

    Изменения в 2018 году

    В 2018 году продолжается действие Закона о предоставлении бесплатного участка земли молодым семьям. Подходящие под действие Закона граждане, на добровольной основе подают заявление и пакет документов в местную администрацию.

    При положительном решении заявители становятся на очередь. При наличии у властей подходящего участка, земля выделяется в течение одного года. Первоочередное право на получение земли имеют многодетные семьи.

    Получив землю, нужно оформить документы на собственность и начать строительство в течение 365 дней. Воспользоваться правом получения бесплатного надела можно только один раз.

    Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

    Подписывайтесь на наши обновления!

    ПРИНЯТ ЗАКОН о безвозмездном выделении земли для граждан в любом свободном месте.

    В июне месяце 2014 года Госдумой принят, подписан Президентом Закон о выделении земли бесплатном, всем гражданам желающим и семьям, в любом свободном месте, которое они своею волей и Душою сами изберут! И будет предоставлена земля бесплатно в пользование на 5 лет, а после освоения её – бесплатно в собственность, навечно!

    Теперь осталось только утвердить к Закону общему (ЗК РФ) Закон о Родовых поместьях! Закон, который право даст такую землю по новой, упрощённой процедуре, брать для создания Поместья! Не ЛПХ, не КФХ, не ИЖС, не дачи и сады, а именно Поместья! И чтоб построить жилой дом на выбранном земли участке! И после этого – чтобы во всей стране, такую землю, избавить от налогов.

    КОММЕНТАРИЙ К ПОПРАВКАМ В ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РФ
    С 1 марта 2015 года.

    В 2014 году по инициативе Президента и Правительства РФ в Земельный кодекс РФ были внесены значительные поправки, касающиеся бесплатного выделения земли в любом свободном месте по выбору граждан и созданных ими некоммерческих организаций.

    Поправки в Земельный кодекс РФ, которые приняты Федеральным законом № 171-ФЗ от 23 июня 2014 года и вступают в силу с 1 марта 2015 года. Согласно этим поправкам, ПОД РАЗДАЧУ ПОПАДАЮТ ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ НАХОДЯЩИЕСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ЗЕМЛИ И ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ (сельхозназначения, населенных пунктов, лесного фонда).

    При этом разумеется, ОНИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СВОБОДНЫМИ (не предоставленными в аренду, бессрочное пользование и т.д.) И НЕ НУЖНЫМИ ГОСУДАРСТВУ (не изъятыми из оборота, не зарезервированными для гос/мун. нужд и т.п). ТАКИЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ БУДУТ ПРЕДОСТАВЛЯТЬСЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНО В БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ИЛИ В АРЕНДУ, А ПОСЛЕ ИХ ОСВОЕНИЯ – БЕСПЛАТНО ПЕРЕДАВАТЬСЯ В ЧАСТНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ.

    Бесплатное предоставление земельных участков будет осуществляться В ЗАЯВИТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ, БЕЗ ТОРГОВ, по единой для всех категорий заявителей процедуре. Основная новелла – именно в том, что БЕСПЛАТНО, БЕЗ ТОРГОВ, а первоначально (на период освоения) – во многих случаях НЕ В АРЕНДУ (гл. 34 ГК РФ), а именно в БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ (гл. 36 ГК РФ). Упрощена и сама ПРОЦЕДУРА ПОЛУЧЕНИЯ ЗЕМЛИ (подробнее об этом ниже), при этом землю можно будет ВЫБИРАТЬ.

    «В любом свободном месте»

    СВОБОДНЫЙ ВЫБОР гражданами и организациями любых свободных ЗЕМЕЛЬ будет осуществляться ПРИ УСЛОВИИ ИХ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ В ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ ПОСРЕДСТВОМ ПОДГОТОВКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ ИХ ГРАНИЦ:

  • для некоммерческих организаций, претендующих на выделение большого массива земли – в виде проекта межевания и проекта планировки территории (ст. 42-43 ГРК РФ)
  • для граждан – в виде схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (ст. 11.10 ЗК РФ).

Это означает, что ЛЮБОЙ ГРАЖДАНИН РФ, КОТОРЫЙ ЗАХОЧЕТ ВЗЯТЬ СЕБЕ ЗЕМЛЮ, СМОЖЕТ:

1) ВЫБРАТЬ ЛЮБОЙ ПОНРАВИВШИЙСЯ ЕМУ УЧАСТОК (предполагается, что выбирать можно будет и по Интернету, через «Публичную кадастровую карту» – http://maps.rosreestr.ru/portalonline/)

2) НАЧЕРТИТЬ ЕГО ГРАНИЦЫ НА КАДАСТРОВОМ ПЛАНЕ ТЕРРИТОРИИ (выдаётся в кадастровой палате или заказывается через сайт Росреестра – https://rosreestr.ru/wps/portal/)
3) И ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ СОГЛАСОВАНИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА (ст. 39.15 ЗК РФ) В МЕСТНУЮ АДМИНИСТРАЦИЮ или иной орган, уполномоченный на предоставление данного участка земли (ст. 39.2 ЗК РФ, п.2 ст. 3.3 ФЗ «О ЗК РФ»).

КОММЕНТАРИЙ К ПОПРАВКАМ В ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РФ

В случае, если данный земельный участок действительно является СВОБОДНЫМ – не обременён правами третьих лиц, не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд и т.д. (ст. 39.16 ЗК РФ), АДМИНИСТРАЦИЯ В ТЕЧЕНИЕ МЕСЯЦА ОБЯЗАНА:

1) ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ О ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ СОГЛАСОВАНИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА (пп.7 – 17 ст. 39.15 ЗК РФ)

2) УТВЕРДИТЬ ИЗГОТОВЛЕННУЮ ГРАЖДАНИНОМ СХЕМУ РАСПОЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНО- ГО УЧАСТКА НА КАДАСТРОВОМ ПЛАНЕ ТЕРРИТОРИИ (КПТ) (пп.13-20 ст. 11.10 ЗК РФ), и

3) ОПУБЛИКОВАТЬ ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В МЕСТНОЙ ГАЗЕТЕ и разместить эту информацию на официальном сайте в Интернете (пп.1-3 ст. 39.18 ЗК РФ).

РЕШЕНИЕ О ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ СОГЛАСОВАНИИ предоставления земельного участка является основанием для ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ земельного участка гражданину (ст. 39.17 ЗК РФ) – при условии, что гражданин 4) ЗАКАЖЕТ МЕЖЕВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, и 5) ОБЕСПЕЧИТ ЕГО ПОСТАНОВКУ НА КАДАСТРОВЫЙ УЧЁТ. Сама процедура межевания и кадастрового учёта при этом не меняется, но вводится важное правило:

Чтобы гражданин, претендующий на получение земельного участка, имел право заказывать его межевание, решение о предварительном согласовании предоставления участка и является основанием (разрешением) для его межевания и кадастрового учёта.

Таким образом, существующая практика предварительного согласования впрямую возведена в закон; при этом процедура формализуется – если администрация дала добро на межевание участка, его предоставление является уже обязательным, чтобы расходы гражданина на межевание не пропали даром.

Итогом этих процедур является образование земельного участка с границами, площадью, кадастровым номером и индивидуализирующими документами (схема расположения земельного участка на КПТ, межевой план, кадастровый паспорт). После этого:

6) ГРАЖДАНИН ПОДАЁТ ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА,– уже с указанием его кадастрового номера.

7) А АДМИНИСТРАЦИЯ (в течение месяца со дня подачи этого заявления)
ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ГРАЖДАНИНУ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК:

В ПОЛЬЗОВАНИЕ > ЗА ПЛАТУ На основании договора аренды.

В ПОЛЬЗОВАНИЕ > БЕСПЛАТНО На основании договора безвозмездного пользования.

В СОБСТВЕННОСТЬ > ЗА ПЛАТУ На основании договора купли-продажи.

В СОБСТВЕННОСТЬ > БЕСПЛАТНО На основании решения о предоставлении земельного участка в
собственность бесплатно.
Далее Земельным кодексом РФ подробно прописывается, кому и в каких случаях земельные участки следует предоставлять БЕСПЛАТНО, а кому – ЗА ПЛАТУ; кому – СРАЗУ В СОБСТВЕННОСТЬ, а кому – ПЕРВОНАЧАЛЬНО В ПОЛЬЗОВАНИЕ; а также – СЛУЧАИ БЕСПЛАТНОГО ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В СОБСТВЕННОСТЬ ПОСЛЕ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ В ПЕРИОД ПОЛЬЗОВАНИЯ.

В Земельный кодекс РФ введена принципиальная основа для принятия Закона о Родовых поместьях. До настоящего момента, такой основы в законодательстве РФ просто не было, – и Закон о РП туда практически не вписывался. Сейчас же, его принятие, как одного из специальных законов развивающего положения ЗК РФ о бесплатном предоставлении земельных участков гражданам и созданным гражданами не коммерческим организациям, становится возможным, реальным.

Всё создано для принятия в развитие положений ЗК РФ специальных законов: Федерального закона «О Родовых поместьях» и областных законов о Родовых поместьях. Именно этими законами и будут установлены ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ и РАЗМЕРЫ земельных участков, предоставляемых гражданам и созданным ими объединениям, для обустройства Родовых поместий и организации поселений, состоящих из Родовых поместий. via

matveychev-oleg.livejournal.com

Федеральный закон земля бесплатно

К автору любого материала на сайте можно записаться на личную консультацию
Телефон для записи:

(351) 233-50-35

Советы юриста

Признание права — это получение решения суда или арбитражного суда, признающего Вас законным владельцем (со.

Ответ прост и однозначен. Надо. Тем более, что в момент подписания это ничего не стоит. И уж конечно .

Люди по-разному реагируют, узнав о своем участии в судебном процессе в этом качестве. Кто-то не обращ.

В ноябре 2015 года в Челябинской области утверждены результаты переоценки (установления новой кадастр.

Можно. Из заседания Вас никто не выгонит. Но надо понимать, что судебный (и особенно, арбитражный) пр.

С января 2011 года кассационная инстанция стала третьей инстанцией в судах общей юрисдикции по граждан.

Разберем на примере искового заявления о взыскании задолженности

(351) 233-50-35

Статьей 39.5 ЗК РФ и некоторыми другими федеральными законами предусмотрены основания предоставления земельных участков в собственность бесплатно. В целом этих оснований довольно не много и связаны они, как правило, либо с особым статусом заявителя (льготные категории граждан, религиозные организации), либо с некоторыми случаями переоформления существующих прав.

Пунктом 7 ст. 39.5 ЗК РФ регионам так же дано право своими законами устанавливать дополнительные основания предоставления земельных участков гражданам в собственность бесплатно. Воспользовавшись указанным правом, региональные власти Челябинской области, в статье 10 Закона Челябинской области от 13.04.2015 №154-ЗО (далее, Новый областной закон) предусмотрели дополнительный перечень таких оснований. Еще одним региональным законом, дающим право некоторым категориям граждан бесплатно получать землю в собственность является Закон Челябинской области от 28.04.2011 №121-ЗО «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области».
В этой статье на основе названных нормативных актов я попытаюсь сформировать перечень дополнительных (региональных) оснований получения гражданами земли в собственность бесплатно. Основания, предусмотренные федеральными законами, могут стать темой другой статьи.
В целом хочется отметить, что основания бесплатного предоставления земли практически не отличаются от тех, что были предусмотрены предыдущим областным законом «О земельных отношениях», однако, в связи с изменением федеральных норм, они могут применяться по-другому.
Итак, по порядку:

1. Все граждане, постоянно проживающие на территории области, вправе претендовать на бесплатное получение земельных участков для садоводства или огородничества (пп. 4 п. 1 ст. 10 Нового областного закона).

При этом каких-либо ограничений по субъектному составу лиц, обладающих правом на получение участков для этих целей, закон не предусматривает. Сказано лишь, что участки не предоставляются гражданам, у которых земельные участки для названных целей уже имеются (п. 2 ст. 10 нового Областного закона), а граждане, имеющие трех или более детей, имеют преимущество (п. 3 ст. 10 нового Областного закона).
Хочется отметить, что федеральный закон подобной щедрости не предусматривает, но в старом Областном законе похожая норма была. Работала она, честно говоря, плоховато, поскольку зачастую оказывалось, что именно желаемый участок по какой-либо причине предоставить никак не возможно. А возможно предоставить участок, который и даром никому не нужен. Практика Челябинского областного суда при этом сводилась к тому, что администрация муниципального образования не имеет обязанности предоставить именно тот участок, который просит гражданин (Обзор судебной практики Челябинского областного суда от 23.11.2011, раздел III).
Изменится ли что-нибудь после того, как поменялись нормы ЗК РФ и был принят новый Областной закон?
Я полагаю, что ответ на этот вопрос кроется в порядке предоставления земельного участка.
Ранее по ст. 34 ЗК РФ схему земельного участка, предоставляемого для целей, не связанных со строительством, готовил орган местного самоуправления, что давало судам основания полагать, что право выбора участка принадлежит ему же. Теперь в силу новых положений ЗК РФ схему желаемого участка готовит заявитель, имеющий право претендовать на получение земли без торгов, при этом установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы. Применяется ли названный порядок в рассматриваемом случае?
В силу п. 2 ст. 39.19 ЗК РФ субъекты федерации вправе своими региональными законами устанавливать не только дополнительные основания, но и порядок предоставления земельных участков в собственность бесплатно.
В пункте 19 ст. 34 Федерального закона №171-ФЗ сказано, что, если порядок предоставления земли в собственность бесплатно, не определен региональным законом, то граждане, указанные в пунктах 6, 7 статьи 39.5. ЗК РФ (т.е. в частности и те, которые получают землю по основаниям, дополнительно установленным региональным законом) пользуются порядком, предусмотренным статьями 39.14-39.17 ЗК РФ (это нормы об общем порядке получения земли без торгов).
В новом Областном законе существует статья, которая называется «Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпункте 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации», однако, в действительности порядка предоставления земли в ней не содержится, указано лишь, в какие органы власти нужно подавать заявление. В ней нет ни перечня прилагаемых документов, ни последовательности обработки заявлений, ни оснований отказа.
Полагаю, что при таких обстоятельствах нельзя считать, что порядок предоставления земли по основаниям, предусмотренным п. 7 ст. 39.5, урегулирован для Челябинской области региональным законом. А значит, по моему мнению, не подтвержденному пока никакими официальными разъяснениями, применяться должен общий порядок, предусмотренный Земельным Кодексом, и включающий три этапа работы:
Обращение с заявлением о предварительном согласованием предоставления земельного участка, если участок не стоит на кадастровом учете;
Кадастровые работы и постановка участка на кадастровый учет, если участок не стоит на кадастроволм учете;
Обращение за собственно предоставлением участка.
Подробнее об этом порядке см. ЗДЕСЬ.
Если практика пойдет по пути такой трактовки закона, то, возможно, в нашей области действительно появится основание и реальная возможность заставить органы власти предоставить для садоводства подходящий земельный участок.
Однако, есть ряд моментов, внушающих опасения.
Во-первых, после внесения изменений в федеральное законодательство не понятно, возможно ли будет на земельных участках, предоставленных для садоводства, построить садовый домик? С учетом того, что участки будут предоставляться после вступления в силу классификатора видов разрешенного использования, а классификатор под словом «садоводство» понимает лишь выращивание растений, однозначного ответа на этот вопрос пока нет.
В-вторых, земельные участки бесплатно для садоводства и огородничества предоставляются при наличии земельных участков необходимого разрешенного использования и целевого назначения, не предоставленных в аренду другим лицам (п. 3 ст. 10 Областного закона). Не понятно, речь идет о наличии на момент обращения сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков (следует из буквального толкования нормы) или все-таки о наличии свободных земель, из которых можно сформировать требуемые земельные участки (было бы логично). Ранее статья 8 старого Областного закона, посвященная порядку опубликования сведений об участках, которые администрация планирует предоставить гражданам бесплатно, сама по себе предполагала, что предоставляются бесплатно только участки, заранее образованные для этой цели, а вовсе не любые. Однако теперь такой статьи в новом Областном законе нет, что дает основания надеяться на либерализацию подходов.

2. Земельные участки бесплатно для граждан, проживающих в сельской местности.

2.1. Граждане, проживающие в сельской местности, могут претендовать на бесплатное получение земли для ведения личного подсобного хозяйства без права возведения жилого дома (полевой земельный участок) или животноводства (абз. А пп. 2 п.1. ст. 10 Областного закона).
Отметим, что для этой цели каждый гражданин может получить участок в аренду без торгов на основании пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.

2.2. Граждане, проживающие на территории сельских населенных пунктов могут так же бесплатно получить землю для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (абз. а пп. 3 п.2 ст. 10 Областного закона). Федеральным законодательством возможность получения земли под КФХ без торгов или без прохождения процедуры публичного предложения (ст. 39.18 ЗК РФ) по основаниям, не связанным с переоформлением существующих земельных прав или оформлением фактического владения, не предусмотрена.

Порядок предоставления земельных участков для вышеназванных целей (указанных в пунктах 2.1. и 2.2. этой статьи) регулируется так же, как и порядок бесплатного получения земли гражданами для садоводства и огородничества (п. 1 этой статьи), т.е. вызывает такие же вопросы. Реальная возможность получения участков по этим с учетом новых положений ЗК РФ станет понятна после появления соответствующей правоприменительной практики.

2.3. Граждане, проживающие на территории сельских населенных пунктов, и признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного Кодекса РФ могут претендовать на бесплатное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства с право возведения жилого дома..
Бесплатное предоставление им земельных участков производится на основании совокупности следующих норм права п. 7 ст. 39.5 ЗК РФ и пп.1. п.1 ст.1 области от 28.04.2011 №121-ЗО «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области».
Порядок предоставления земли регулируется Областным законом №121-ЗО.

3. Сельскохозяйственные земельные участки в порядке переоформления существующих земельных прав или оформления фактического владения.

3.1. Для ведения личного подсобного хозяйства без права возведения жилого дома (полевой земельный участок) или животноводства вправе получить житель области, являющиеся арендаторами такого земельного участка.
Как я уже отмечала, правом на получение участка для названной цели в аренду без торгов обладает в силу ЗК РФ каждый гражданин, таким образом, появляется возможность после оформления арендных прав через три года получить данный участок в собственность бесплатно (абз. А пп. 2 п.1. ст. 10 Областного закона).
В силу п. 2 ст. 10 Нового областного закона, для получения участка бесплатно в собственность по данному основанию заявитель должен выполнить одновременно три условия:
использовать арендуемый земельный участок в соответствии с целевым назначением;
арендовать земельный участок непрерывно в течение трех и более лет;
не иметь задолженности по арендной плате на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.
Аналогичные нормы существовали и раньше, однако, федеральное законодательство не предусматривало четкого порядка предоставления земли в аренду для указанной цели, поэтому и норма о переоформлении ее в собственность была менее актуальной.

3.2. Для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства – гражданам-арендаторам. Все арендаторы земли сельскохозяйственного назначения, предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства (в том числе, видимо, под крестьянское (фермерское) хозяйство) на основании федерального закона имеют право выкупить свои участки без торгов (пп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ) или заключить договор аренды на новый срок (п. 4 ст. 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», пп. 31 п. 2 ст 39.6 ЗК РФ). Но на территории Челябинской области гражданам-арендаторам земельных участков, предоставленных под КФХ, дано право на приобретение такой земли в собственность бесплатно.
Для получения участка бесплатно в собственность по данному основанию заявитель должен:
использовать арендуемый земельный участок в соответствии с целевым назначением;
арендовать земельный участок непрерывно в течение трех и более лет;
не иметь задолженности по арендной плате на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно
Все названные условия должны выполняться одновременно.

3.3. Для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, проживающим на территории области и ведущим крестьянское (фермерское) хозяйство на земельных участках, занимаемых ими на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 7 ст. 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что «приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки …» производится «по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий». Челябинским областным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения…» установлена именно такая цена переоформления права постоянного (бессрочного) пользования сельскохозяйственными организациями их земельных участков (15% от кадастровой стоимости).
Таким образом, гражданам–фермерам, уже обладающим правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, переоформление земли в собственность производится бесплатно, а организации в аналогичной ситуации выкупают землю за 15% ее кадастровой стоимости.

4. Граждане, имеющие трех и более детей, вправе претендовать на получение земли бесплатно по одному из следующих оснований:

4.1. Для индивидуального жилищного строительства или личного (подсобного) хозяйства с правом возведения жилого дома на основании п. 6 ст. 39.5 ЗК РФ и Закона Челябинской области от 28.04.2011 №121-ЗО «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области»

4.2. Для дачного строительства на основании пп. 7 ст. 39.5 ЗК РФ и п.1. ст. 10 нового Областного закона.
Порядок предоставления земельных участков по данным основаниям разный.

4.3. Эта же категория граждан обладает преимущественным правом получения земельного участка для садоводства и огородничества (подробнее см. п. 1 настоящей статьи). Однако, полагаю, что ценность участка для садоводства трудно сравнить с ценностью земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Необходимо понимать, землю можно получить однократно и только по одному из этих оснований (п. 1 ст. 39.19 ЗК РФ), право выбора основания принадлежит гражданину. Требовать участок и для жилищного строительства, и для дачи, и для огорода не получится.

5. Иные социально незащищенные льготные категории граждан, которым земля предоставляется для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства с правом возведения жилого дома. Перечень таких категорий граждан установлен Законом Челябинской области от 28.04.2011 №121-ЗО «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области». Федеральной основой для работы этого закона являются п. 6 ст. 39.5 ЗК РФ (в отношении многодетных семей) и п. 7 ст. 39.5 ЗК РФ (в отношении всех остальных). Итак, в соот ветствии с названными нормативными актами земля бесплатно положена:

5 .1. гражданам, проживающим в границах территорий сельских населенных пунктов, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации – см. п. 3.3. настоящей статьи;

5.2. семьям, в том числе неполным семьям, имеющим на содержании трех и более несовершеннолетних детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством)), а также детей старше 18 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — граждане, имеющие трех и более детей) — о них сказано в разделе 4 настоящей статьи;

5.3. молодым семьям, в которых возраст хотя бы одного из супругов на дату подачи заявления не превышает 35 лет, в том числе неполным семьям, состоящим из одного родителя (опекуна, попечителя), возраст которого не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации;

5.4. участникам долевого строительства многоквартирных домов, заключившим до 1 апреля 2005 года договоры участия в долевом строительстве или иные договоры в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, на основании которых у них возникает право собственности на жилые помещения, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, в результате чего строительство остановлено и (или) участники долевого строительства многоквартирных домов не могут оформить права на жилые помещения в многоквартирных домах, внесенным органом исполнительной власти Челябинской области, уполномоченным на осуществление государственного контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в реестр участников долевого строительства многоквартирных домов. Порядок ведения реестра участников долевого строительства многоквартирных домов утверждается Правительством Челябинской области;

5.5. лицам, проходившим военную службу в Чеченской Республике, на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполнявших задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и получивших ранения, контузию или увечье при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Разобрать все нюансы этого закона в рамках одной статьи, посвященной различным основаниям предоставления земли в собственность, не представляется возможным, однако, необходимо отметить крайне важную особенность порядка предоставления участков под ИЖС названным категориям граждан. Заключается она в том, что граждане-льготники не обладают правом получить любой участок подходящего разрешенного использования и целевого назначения, а могут лишь претендовать в порядке очередности только на те участки, которые специально сформированы уполномоченными органами для этой цели и информация о которых размещена в «Южноуральской панораме» и на официальном сайте соответствующего органа власти (ч. 3-1 ст. 1 Закона «О бесплатном предоставлении. «). Граждане из названных льготных категорий, которым уже принадлежат земельные участки с соответствующим разрешенным использованием на праве аренды, могут бесплатно получить их в собственность (ч. 6 ст. 1 Закона «О бесплатном предоставлении. «)

www.cab74.ru

Это интересно:

  • Разрешение на строит-во дома Что такое «дачная амнистия» и как эта программа упрощает регистрацию земли, домов и иных строений? Еще до 2005 года вопрос о проведении обязательной приватизации земельных участков не поднимался на федеральном уровне, […]
  • Исковое заявление об исправлении ошибки Заявление об установлении факта принадлежности документа Как часто описки в официальных документах ставят человека в ступор, но на самом деле достаточно простой выход — подать заявление об установлении факта […]
  • Детские пособия размер краснодарский край Перечень и правила выплаты детских пособий в Краснодарском крае В каждом регионе нашей страны семьи, которые воспитывают малолетних детей, имеют право на получение различных пособий. Одним из таких регионов является […]
  • Образец претензии по возмещению ущерба при дтп Исковое заявление о возмещении ущерба в ДТП Гражданские дела по рассмотрению исковых заявлений о возмещении ущерба в ДТП являются классическими и достаточно распространенными в судебной практике. Принятие Закона об […]
  • Ст 13 федерального закона 44-фз Новый закон о контрактной системе: оптимизация госзакупок Разделы: Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения […]
  • Приказ мо рф no 340 Анна Ан… 0 Святосл… 0 ejmgkn … 0 Светлан… 0 Категории блога Приказ министра обороны n 340 2005 Скачать Приказ министра обороны n 340 2005 Информация о файле:Дата: 24.11.2012Скачано раз: 458Место в рейтинге: […]